Следят, но читать не научились: NYT
Российские спецслужбы научились следить за пользователями мессенджеров, пишет канал ЧТД со ссылкой на The New York Times.
Даже без содействия владельцев этих сервисов «товарищ майор» может отслеживать, кто с кем и когда переписывается и, например, пересылает ли вложенные файлы. А вот сами сообщения спецслужбы читать всё ещё не могут, утверждает NYT.
Появившимися у них средствами сотрудники спецслужб могут следить за пользователями Telegram, Signal и WhatsApp. И операторы этих сервисов имеют мало возможностей противостоять этому, предупреждает издание.
«Это сделало людей параноиками»: Алена Попова
Президент Путин все больше полагается на технологии. Россия, которая когда-то отставала от авторитарных режимов, таких как Китай и Иран, в использовании современных технологий для установления контроля, быстро догоняет их. Говорит Алена Попова, российский оппозиционный политический деятель и активист цифровых прав:
«Это сделало людей параноиками, потому что, если вы общаетесь с кем-то в России, вы не можете быть уверены, безопасно это или нет. Они очень активно следят за трафиком. Раньше это было только для активистов. Теперь они расширили его до всех, кто не согласен с войной».
Эти усилия пополнили казну целой плеяды относительно неизвестных российских технологических фирм. Многие из них принадлежат Citadel Group, бизнесу, который когда-то частично контролировался Алишером Усмановым. Некоторые компании пытаются расширяться за рубежом, что повышает риск того, что технологии не останутся в России.
Более совершенные инструменты для спецслужб
Фирмы с такими названиями, как «МФИ-Софт», «Вас-Эксперты» и «Протей», как правило, начинали с создания частей российской инвазивной системы прослушки телефонных разговоров, прежде чем производить более совершенные инструменты для спецслужб страны.
Программа NetBeholder может определять, когда люди совершают голосовые вызовы или отправляют файлы в зашифрованных чат-приложениях, таких как Telegram, Signal и WhatsApp. Программное обеспечение не может перехватывать определенные сообщения, но может определить, использует ли кто-то несколько телефонов, составить карту сети их отношений, отслеживая общение с другими людьми, и триангулировать, какие телефоны находились в определенных местах в определенный день. Другой продукт может собирать пароли, вводимые на незашифрованных веб-сайтах.