За 2022 год сотни мировых брендов покинули Россию в ответ на СВО в Украине. Это вынуждает россиян искать альтернативы всему, от смартфонов до автомобилей.
Выиграли от этого китайские конкуренты. Согласно отраслевым данным, гигант рынка смартфонов Xiaomi и автопроизводитель Geely входят в число тех, у кого в последние месяцы наблюдался всплеск продаж.
По данным Counterpoint Research, там, где iPhone и Samsung Galaxy когда-то были бестселлерами, модели от Xiaomi и другого китайского производителя, Realme, теперь возглавляют чарты продаж.
Китайские бренды уже были популярны в России еще до войны, на их долю приходилось примерно 40% рынка смартфонов в декабре 2021 года. Теперь они захватили почти полностью, составив 95% рынка год спустя, согласно данным Counterpoint.
Между тем, у Samsung (SSNLF) и Apple (AAPL), которые обычно занимали первое и второе места соответственно, их совокупная доля рынка упала с 53% до всего 3% за тот же период, когда они ушли из страны.
Похожая история разыгрывается на дорогах России. Согласно данным S&P Global Mobility, за последний год китайские автопроизводители Chery и Great Wall Motor вошли в десятку ведущих брендов легковых автомобилей, а немецкие BMW и Mercedes (MBGAF) исчезли.
По данным Autostat, в прошлом году россияне купили рекордное количество китайских автомобилей. Продажи китайских новых автомобилей в стране выросли на 7% в 2022 году до 121 800 автомобилей, даже несмотря на обвал рынка, говорится в отчете за прошлый месяц.
Согласно данным S&P, Lada, российский бренд, который уже до войны был самым популярным автопроизводителем в России, также увеличил свою долю рынка примерно с 22% до 28% в 2022 году. (В мае Renault продала контрольный пакет акций Lada.)
Эти предприятия практически последние в России.
Как и Renault, мировые автопроизводители ушли из России после ее вторжения в Украину, включая Hyundai и Kia, других крупных иностранных игроков.
«Это оставило огромную дыру на рынке», — сказал Ту Ле, основатель пекинской консалтинговой фирмы Sino Auto Insights. «И китайцы рады заполнить эту дыру».
Борьба за продукт
Xiaomi, Realme и Honor, бюджетный бренд, ранее принадлежавший китайскому технологическому гиганту Huawei, «быстро отреагировали на эту возможность», сказал Ян Стрижак, заместитель директора Counterpoint Research. Они увеличили поставки в Россию на 39%, 190% и 24% соответственно в третьем квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом.
Xiaomi была основным бенефициаром, удвоив свою долю рынка в течение года. Пекинская компания в настоящее время является лидером продаж смартфонов в России, во многом благодаря своей популярной линейке Redmi, доступной линейке устройств, известных высоким качеством камер.
Жертвуем обслуживанием
В ответ на уход корпораций Россия ввела обходные пути, чтобы оставить некоторые товары на полках.
В прошлом году правительство санкционировало так называемый «параллельный импорт» смартфонов, что позволило ввозить товары из соседних стран, таких как Казахстан.
Эта практика помогла крупным российским ритейлерам продолжить продажу телефонов Samsung и Apple после того, как прямые поставки были приостановлены, написал в своем блоге аналитик Counterpoint Research Харшит Растоги.
Но меры сопряжены с потенциальными проблемами. У пользователей, купивших эти телефоны, могли возникнуть проблемы с загрузкой мобильных приложений, которые были заблокированы в России, а поиск услуг у официальных провайдеров «не гарантировался», отметил Растоги.
Точно так же люди покупают автомобили, продаваемые в страну через параллельный импорт, даже зная, что у них не будет доступа к гарантиям, по словам Татьяны Христовой, заместителя директора по автомобильным исследованиям в S&P Global Mobility.
«Люди готовы это сделать, потому что другого выбора нет»
Стремясь сохранить премиальные бренды, некоторые россияне покупают «Мерседесы» и «Ауди» на отдыхе в Казахстане или Узбекистане, в сценах, напоминающих распад Советского Союза в 1990-х годах.
«Если вы хотели иметь автомобиль, и это были не «Жигули»… вы просто нанимали кого-то, кто едет в Европу на автобусе, покупает для вас автомобиль и привозит его для вас в СССР»
Тяжелые времена для российских потребителей
Хотя китайские бренды пожинают плоды западного эмбарго, российский рынок сокращается по мере экономического спада.
По данным Counterpoint Research, в прошлом году продажи смартфонов в России упали на 33% до 21 млн. Для сравнения, рынок смартфонов в Европе упал на 20%.
По данным Автостата, на автомобильном рынке России дела обстояли еще хуже: в 2022 году он сократился почти на 60% по сравнению с предыдущим годом.
Христова сказала, что для многих российских потребителей решения о дорогостоящих товарах «вероятно, сейчас отложены», особенно в связи с тем, что они готовятся к возможным будущим волнам военной мобилизации.
Главный вопрос сейчас, по мнению аналитиков, заключается в том, изменился ли рынок навсегда.
По словам Стрижака,
если СВО в Украине закончится, Apple и Samsung, скорее всего, восстановят свою деятельность в стране и быстро восстановят продажи смартфонов.
Это не совсем касается рынка продажи автомобилей, хотя некоторые фирмы уже ясно заявили о своей заинтересованности в возвращении.
В своем решении уйти из России в прошлом году Renault оставила дверь открытой для возвращения с опцией выкупа своей доли в Lada до 2028 года, отметила Христова.
Даже тогда, с возвращением международных брендов, китайские игроки могли бы сохранить свои позиции, особенно с учетом того, сколько времени может потребоваться для восстановления цепочек поставок.
Многое, вероятно, будет зависеть от того, как надолго затянется СВО. Вот что думает Ле из Sino Auto Insights.
«Российские бренды и китайские бренды являются своего рода заместителями для настоящих крупных игроков. Но заместители также могут стать постоянными игроками».