Написание икон. Основные этапы

Иконопись – это искусство, служить которому может далеко не каждый художник. Мало хорошо рисовать, нужно быть верующим и желательно воцерковленным человеком, хорошо знать историю православия, иначе образы могут получиться плоскими и бездушными.

Подготовка доски

Однако начинать нужно не с написания, а с правильной подготовки основы. Ведь именно хорошая, крепкая основа – гарантия того, что икона десятилетия будет выглядеть как новая. Напомним, что самым старым иконам не один век! Стерлись изображения, отбились края, но сама доска обычно в целости и сохранности.

Раньше на Руси иконные доски изготавливали специальные мастерские. Сейчас технологии стали более современными, но по-прежнему для заготовки основы нужно время.

Доски для икон изготавливают из дерева. Лучше всего подходят:

  • липа;
  • сосна;
  • ель;
  • клен.

Иконы бывают с ковчегом или без него. Ковчег – это углубление в иконной доске, имеет символическое и композиционное значение. Часто именно в этом углублении пишется лик святого или сюжет, а по бокам, в выпуклости, как бы в рамочке – предстоящие, орнамент, или просто однотонное обрамление, как, например, на иконе святой блаженной Ксении Петербургской. Ковчег вырезается в процессе изготовления.

Доска редко бывает монолитной, обычно ее делают из нескольких и скрепляют шпонками. Составная, хорошо скрепленная доска имеет меньше шансов треснуть, чем монолитная.

Когда основа готова и отшлифована, начинается подготовка доски к написанию лика. Для этого доска сначала хорошо проклеивается, а затем на нее наносится паволока – хлопчатобумажная или льняная ткань, которую пропитывают мездровым клеем, наносят на доску и оставляют сохнуть сутки.

Затем из мела, клея и олифы изготавливается левкас. Его наносят в несколько слоев и весь процесс занимает не менее недели. Затем доску ошкуривают – сначала крупным зерном, потом самым мелким и она готова к работе. Поверхность правильно подготовленной доски напоминает фарфор.

Написание иконы

Доска поступает в работу к иконописцам. Сначала на нее переводят рисунок с помощью кальки и карандаша. В отдельных случаях может использоваться очень тонкая игла.

Затем, если при изготовлении иконы используется позолота, золотятся большие площади – нимб и фон.

После этого икона поступает к художникам. Они распределяются на личников (тех, что пишут лица) и доличников, которые пишут детали одежды, окружающую обстановку. По окончанию работы икона покрывается тонким слоем олифы.

Как видим, создание иконы – это большой труд целой команды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован