Китайская цифровизация оказалась бессильна перед нашей почтой

Столкновение двух цивилизаций на обывательском уровне

Объем цифровой экономики Китая превысил $ 5,5 трлн. То есть треть ВВП страны создается в этой совершенно новой сфере производства и услуг.

Основа цифровой экономики Китая — электронно- информационная индустрия, программное обеспечение, информационно-технические сервисы, телекоммуникации (в том числе сети 5G).

Но конечно же самое большое значение для развития цифровой экономики КНР играют большие данные и искусственный интеллект. С 2015 года в Китае реализуется государственная стратегия работы с большими данными. В Китае созданы самые мощные и быстродействующие компьютеры, которые позволяют хранить и обрабатывать колоссальные объемы информации.

В крупных городах, таких как Пекин и Шанхай добавленная стоимость цифровой экономики составляет уже более 50 процентов. Цифровая экономика стала новым драйвером роста Китая и инструментом ускорения развития. Цифровизация позволяет КНР успешно проводить структурные реформы экономики, разворачивая самые, казалось бы, консервативные отрасли на инновационные рельсы.

Непосредственно в сферах цифровой экономики занято около 200 млн человек. Рост занятости в цифровой экономике уже несколько лет превышает уровень прироста занятости в традиционных отраслях на 10−15 процентов.

Цифровая экономика стал возможной благодаря глубокому проникновению в китайское общество мобильного интернета, облачных вычислений, больших данных и других технологий нового поколения. В стране создана самая большая в мире оптоволоконная сеть. Интернетом пользуются свыше 1 млрд человек (1 место в мире). В Китае построено около 750 тыс. станций для связи стандарта 5G, к которым подключено свыше 200 млн пользователей.

Благодаря колоссальным вложениям государства, которое инвестировало сотни миллиардов долларов в создание цифровой инфраструктуры, цифровизация проникла даже в захолустные поселки и деревни, где бедняки стали продавать через интернет свою продукцию, таким же образом брать кредиты на развитие своего дела, обучаться, создавать кооперативы. Благодаря цифровизации возникли совершенно новые отрасли, такие как онлайн обучение, телемедицина.

Не так давно в центре Москвы мне довелось увидеть необычную даже для столицы картину: два самоходных робота-курьера под присмотром двух молодых людей ездили по одному из оживленных проспектов. То были испытания экспериментальных автоматизированных доставщиков крупной отечественной интернет-компании.

А в Китае такие роботы уже работают в будничном режиме. И не только на земле. По воздуху посылки и заказы доставляют дроны. А любой частный уличный торговец в Китае снабжен терминалом с выходом в интернет и получит с вас оплату за товар лишь одним прикосновением мобильного телефона.

О масштабах цифровизации в Китае говорят такие цифры. ВВП одной лишь китайской провинции Гуандун превышает ВВП всей России, а объем цифровой экономики этой китайской провинции (4 трлн юаней) в 10 раз больше, чем объем цифровой экономики РФ.

Но никакое описание общих характеристик цифровизации и ее качестве не даст такое представление о ней, как реальный эпизод из жизни. Многие россияне используют сервисы китайской компании Alibaba (которая тоже является частью китайской цифровой экономики, в данном случае — цифровой торговли) для того, чтобы заказать в Китае те или иные товары.

8 июля автор этой заметки заказал на этой платформе электробритву. Можно было бы пару слов сказать о том, какие совершенные технологии в ней использованы. Но сейчас — о цифровизации. Уже в тот же день заказ был передан для отправки в Россию. Еще через 6 дней он оказался на территории нашей страны. А еще через 5 дней робот Alibaba сообщил о доставке заказа в почтовое отделение и пригласил его забрать.

Но как видно в нашей стране цифровизация еще находится на зачаточном уровне. Как только в дело вступает Почта России, начинают действовать иные законы, уж точно не цифровые. В почтовом отделении, куда я обратился за своим товаром сначала был «ремонт информационных систем» и «базы висели». Еще через день, когда все наконец заработало, мне любезно сообщили, что посылка, благополучно преодолев тысячи километров, почему-то попала не по адресу, в почтовое отделение на другом конце города.

«Цифирку» перепутали, сообщила мне почтовый работник.

Итак, 11 дней понадобилось китайской компании, чтобы собрать заказ, запаковать его и передать транспортной компании, которая успешно доставила его в Россию и растаможила. Но дальше в дело вступила отечественная цифровая экономика, которая доставляла ту же посылку от столичного аэропорта до районного почтового отделения (не более 30 километров) больше недели. И пока еще не доставила.

Как говорят пользователи соцсетей, это еще далеко не рекорд. А бывает, что посылки, которые китайцы стремятся отправить как можно быстрее, залетают не в тот российский город или вообще теряются на огромных российских просторах. Цифра, понимаешь.

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель газеты «Труд»

svpressa.ru

Фото: tass.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован