Вывозил по Ладоге людей из блокадного Ленинграда

О «Дороге жизни» нам рассказывали с детства школьные учителя. Но трудно представить, какими неимоверными усилиями проходило спасение жителей блокадного Ленинграда. Житель Омутнинска Николай Подлевских был одним из тех, кто возил в осажденный город продукты, а оттуда женщин, детей и боеприпасы.

Дорога жизни

Для эвакуации жителей из осажденного города, а также для доставки продовольствия и военных грузов в город оставался только один путь – по Ладожскому озеру. Ежедневно по нему курсировали корабли Ладожской флотилии. Осенью 1941 года стало очевидно, что до наступления холодов немецкое кольцо не будет прорвано. Чтобы избежать полной блокады в зимнее время, возникла идея создания переправ через Ладогу.

Эта ледовая трасса начала действовать, когда нормы продовольствия в городе были снижены до 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов – для всех остальных. Первая колонна из 60 грузовиков выехала на Ладогу уже 22 ноября 1941 года.

Дорога жизни позволила не только эвакуировать женщин и детей из блокадного Ленинграда на Большую землю. Армейским подразделениям доставляли вооружение, производившееся в блокадном городе, жителям Ленинграда — продукты.

Грузовики уходили под лед

Николай Васильевич Подлевских воевал в 289-м истребительно-противотанковом артиллерийском полку шофером паркового взвода. С самого начала открытия Дороги жизни он перевозил по льду Ладоги ленинградцев, военные грузы и продукты.

Ледовая трасса пролегала по чрезвычайно-опасному маршруту. Она находилась в 12 – 13 километрах от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, а снег их маскировал так, что обнаружить было невозможно. Часто колеса тяжелых грузовиков проламывали лед и шли ко дну.

По словам дочери Николая Светланы, отец вспоминал военное время со слезами на глазах. «Он говорил, что когда он ехал по Ладоге, и начиналась бомбежка, грузовики часто уходили под лед, а он терял друзей».

Помешать могла только смерть

В целях светомаскировки предписывалось гасить фары. Но водители, выбирая между опасностью попасть под обстрел немецкой авиации или сойти с трассы в условиях плохой видимости и замерзнуть насмерть, чаще выбирали включенные фары и продолжали путь.

По воспоминаниям водителей, которые колесили по этой дороге, водить в темноте было гораздо опаснее.

«Противник, отлично знавший трассу, был бессилен остановить поток машин. Самое большое, что он мог бы сделать – разбомбить одну или несколько машин. Каждый шофер хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но при этом каждый знал, что только смерть может помешать ему исполнить боевой приказ».

Боеприпасы доставал из огня

Николай Подлевских родился 13 декабря 1913 года в деревне Мусихи Чекмаревского сельсовета Мусихинского района. Сейчас это Зуевский район Кировской области. После окончания начальной школы работал в колхозе, откуда его и забрали в армию. После срочной службы Николай Васильевич вернулся ненадолго домой. С началом советско-финской войны он снова был призван в ряды Красной армии и воевал все 4 месяца. А вскоре началась и Великая Отечественная война.

В звании рядового Николай Васильевич воевал на Ленинградском фронте. В 1942 году вступил в Коммунистическую партию. С 8 сентября 1941 года войска вели боевые действия в крайне тяжелых условиях блокады. При содействии Волховского и Балтийского фронта противники были измотаны и обескровлены. Это заставило перейти к обороне, окончательно сорвав планы гитлеровского командования по захвату Ленинграда.

За службу в блокадном городе Николай Подлевских был награжден медалью «За оборону Ленинграда» В 1944 году после полного снятия блокады и общего наступления Ленинградского и Волховского фронтов на запад, он продолжал служить в звании ефрейтора шофером.

Выписка из наградного листа к награждению медалью «За боевые заслуги» от 6 апреля 1944 года гласит: «…за то, что он в период боевых действий полка на Колпинском участке фронта в феврале – марте показал себя храбрым водителем боевой автомашины. Под сильным огнем неприятеля бесперебойно доставлял боеприпасы на передний край. 31.03 44 года во время боя по прорыву сильно укрепленной обороны противника в районе Анисимова – Кокуево, под артминометным огнем неприятеля с исключительной отвагой и самоотверженностью обеспечивал огневые точки боеприпасами».

В 1945 году Николай Васильевич был награжден второй медалью «За боевые заслуги», к которой прилагалась выписка: «…в боях за населенный пункт немцев Хваликовице, 24.04.45 года, находясь под сильным минометно-пулеметным огнем противника, первым бросился к загоревшейся автомашине с боеприпасами, потушил ее, отремонтировал и доставил боеприпасы на огневую позицию…»

Мирная жизнь

Боевой путь водитель Подлевских закончил в Чехословакии. Домой вернулся осенью 1945 года. В 1952 году семья переехала из Зуевки в Омутнинск. В партийной ячейке на учете он состоял в Залазнинском леспромхозе, хотя работал в местном АТП водителем автобуса. По словам сына Александра, это был честный и прямой человек, он никогда не лгал и говорил всегда правду. Был наставником молодежи, обучал шоферским премудростям молодых парней. Сын рассказывает, что у отца была еще медаль «За освобождение Чехословакии», однако в военных архивах сведений об этой награде нет.

В 1985 году к юбилею Победы Николай Подлевских был награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Жизненный путь Николая Васильевича завершился в 1997 году.

Многие омутнинцы старшего возраста помнят водителя Николая Подлевских. После войны у него родилось три сына и дочь Светлана, которая живет в Челябинской области. Сын Александр до сих пор живет в Омутнинске.

Уже после смерти отца многие факты о фронтовой жизни дочери Николая помог отыскать краевед Алексей Мелентьев. Так дети смогли узнать многие новые сведения о боевом пути отца и его подвигах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован