Виктор Турундаев. Ветеран Афганистана, увлеченный человек

В преддверии памятного дня 32-й годовщины вывода советских войск из Афганистана, гостем редакции стал ветеран Виктор Турундаев. Он вспомнил о годах своей армейской службы и рассказал о своих увлечениях.

 

Виктор Николаевич – коренной омутнинец. Здесь он родился, окончил школу №1 и профтехучилище. Получил профессию электромонтера. Пока учился, получил права водителя-профессионала и удостоверение спортсмена-парашютиста в Порошино. Тогда в городе были большие возможности заниматься авиаспортом. Когда учился, занимался в авиамодельном кружке при ДК. При заводе существовал аэроклуб «Дельта», в котором Виктор занимался. Увлечение авиаспортом продолжалось с самого детства до сегодняшнего дня.

Неизведанная страна

На службу в армию Виктора призвали в сентябре 1981 года. Тогда призвали троих. Вместе с Виктором призывался Александр Кузнецов и Сергей Лаптев, который позднее погиб. Все втроем прошли подготовку близ Ташкента и уже через два месяца оказались в Афганистане. Виктор попал в 56 оДШБ, служил водителем, Сергей в саперную роту. Александр был командиром боевой машины десанта. Дальше их пути разошлись.

Вспоминая фильм «9 рота», Виктор говорит, что все, что там показано – цветочки. Реальность была намного ужаснее, чем в фильме. Он все охарактеризовал одним словом «жуть». Кстати, и события, которые показаны в фильме, в реальности происходили в 30 км от того места, где Виктор служил. В своем кругу афганцы совсем не вспоминают о войне, и Виктор не любит говорить о службе.

Правда, об одном случае он все же вспомнил: о том, как они колонной добирались из Кабула до расположения своей части. Расстояние было примерно в 150 км, а выехали без сопровождения во время намаза. Это святое время для мусульман и целый час было ехать спокойно. Но после намаза началась заварушка, из которой они еле выбрались. На их поиски выслали два вертолета и подмогу.

Вспоминая «Афган», Виктор говорит, что там все совсем другое: даже сам воздух. Люди другие, традиции и менталитет жителей не похожи на наши. В те времена там еще пахали на волах деревянной сохой, но уже имели японские магнитофоны, которые тогда нам и не снились. В Кабуле по улицам ходили коровы, считающиеся там священным животным. Многие из местных тогда учились в Советском Союзе и могли говорить по-русски. Да и мы постепенно узнавали их язык и приспосабливались общаться с местным населением.

– Наши войска часто помогали местным, многое там построили и все осталось местному населению. Наша задача была помочь правительству установить власть. В Кабуле уже тогда жили люди разных национальностей в своих кварталах, в том числе и русские. Специалисты из Союза строили в Афганистане дома, дороги и многое другое.
Еще Виктору вспоминается, что удалось скатиться с горной вершины на лыжах, которые он сам смастерил из досок. Скатился и прямо навстречу своему командиру.

Стремление в небеса

Главным увлечением Виктора всю его сознательную жизнь было стремление летать. Он даже после ПТУ решил поступить в авиаучилище в Саратовской области, но там ему отказали в приеме, поскольку тогда там давали такое же профессиональное образование, только летное.

Многие омутнинцы видали в небе человека, который летал над прудом на параплане и дельтаплане. Это был именно Виктор. Крыло параплана Виктор приобретал в дилерской фирме, а остальное приходится мастерить самому. Есть трудности с разгоном параплана, нет полей, а те, которые есть, зарастают.

Поднимался он выше двух километров. Ощущение в воздухе бывает непередаваемое. Если взлетаешь с напарником, то разговаривать в небе можно спокойно на расстоянии до 300 метров. Нет препятствий для голоса. Когда взлетаешь с пассажиром, то люди ведут себя по-разному. Многих охватывает страх.

Первый дельтаплан пришлось мастерить кустарным способом. Вместо дюралевых трубочек – деревяшки, вместо тросиков – проволока. На параплане полет очень медленный. Однажды Виктор завис в потоках теплого воздуха завода, и было ощущение, что его повесили здесь за шиворот. Тогда кое-как выбрался, оттуда и приземлился на лед пруда, когда кончился бензин.

На дельтаплане скорость выше, можно летать с пассажиром. С высоты получаются красивые снимки. Самый крайний полет был около 1,5 лет назад, но сегодня любимым делом заниматься стало все труднее, и когда Виктор снова сможет подняться в небо, он сказать не может.

Мастер на все руки

Кроме дельтапланеризма, у Виктора есть еще много, чем он занимается с удовольствием. Он сам смастерил аэролодку, которая быстро движется по реке за счет воздушного винта. Виктор постоянно что-то мастерит и изобретает. Идеи он ищет в журнале «Моделист-конструктор» и в Интернете.
Сегодня Виктор уже пенсионер. За свою трудовую жизнь он поработал на заводе, выработал «горячий» стаж, потом до пенсии работал водителем в управлении культуры. Воспитал двух сыновей, сейчас имеет четырех внучек и одного внука. Виктор уверен, что его пример стал полезным для сыновей. Младший сын тоже не равнодушен к увлечению отца, а в технике разбирается даже лучше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован