Что такое моровые избы и зачем их строили на Руси

Для погребения умерших на Руси использовали курганы, кремацию, могли отправить усопшего в последний путь на лодке или оставить в моровой избе.

На способ захоронения оказывало влияние как представление о мире мёртвых, так и социальный статус покойника, а также причины, по которым произошла смерть. Читайте, что такое моровая изба, какое отношение избушка на курьих ножках имеет к погребению и как проводились воздушные похороны.

Душа на небо, тело к земле и моровая изба как обитель после смерти

Предки верили, что душа улетает на небо

В глубокой древности на Руси покинувшие этот мир устремлялись в последний путь на лодке, которая могла быть к тому же сожжена. Это было своеобразное совмещение кремации и водного погребения. Позднее то, что оставалось после кремации, стали предавать земле.

Представления о жизни на том свете менялись, и предкам нужно было, с одной стороны, согласиться с тем, что душа улетает на небо (от которого зависят дождь, солнце, снег), а с другой стороны, умершего нужно было приобщить к Земле, являющейся источником пищи. Потому сожженный прах закапывали над местом погребения и делали домовину, то есть модель дома.

Во время язычества считалось, что мир живых не слишком сильно отличается от мира мёртвых. Поэтому сначала строили небольшой домик, а затем настало время больших изб, которые предназначались для обитания умершего. Крестьяне, например, считали, что на том свете человеку нужно всё, чем он пользовался при жизни. Воину — оружие, плотнику — инструменты, топор. Это все хоронили вместе с покойником.

Чем более знатным был человек, тем больше был курган, в котором были обустроены подземные срубы, настоящие дома. Там помещались не только останки человека, но и находилось место для предметов быта, мебели, одежды. Нередко вместе с умершим хоронили его коня, а порой слуг и даже жену.

Последней этап — засыпание могильного дома землей и построение кургана. Сегодня во время археологических раскопок нередко обнаруживаются такие домики из брёвен, в которых лежат останки людей. Такие помещения называли моровыми избами. В них покоится прах людей в глиняных горшках, а иногда и без них.

Воздушные похороны и почему избушка на курьих ножках могла оказаться особым способом погребения

Избушка на курьих ножках — самая древняя моровая изба

Исследователи утверждают, что прообразом известной избушке на курьих ножках могла стать домовина, то есть небольшой дом с двускатной крышей, устанавливаемый над могилами. Люди приносили туда еду и вещи, чтобы сделать существование покойного более комфортным.

В домике для этого делалось окно или же просто не возводилась четвертая стена. Такие дома для усопших чаще всего стояли на пеньках или деревянных сваях, которые обкуривались дымом. Именно поэтому опоры носили название «курьи», иными словами обкуренные ножки. Курицы тут не причем.

Вот вам и избушка на курьих ножках, в которой жила Баба-Яга. Скорее всего, такой дом не соприкасался с землёй, поскольку она имела отношение к миру живых. А возможно, всё гораздо проще, и это делалось для того, чтобы грызуны и насекомые не повредили тела усопших.

Старинные похороны – сосуды на столбах

В старой Руси было распространено воздушное захоронение

В «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, можно найти упоминания об иных способах захоронения людей. Нестор отмечал, что после смерти мертвеца клали на колоду и сжигали, а после собирали прах в небольшой сосуд и устанавливали его на столбах, вкопанных вдоль дорог.

Скорее всего, всё так и начиналось. Были опоры с урнами, на которых потом стали возводить маленькие дома для покойников. Воздушное погребение — это своеобразное совмещение кремации и похорон в воздухе. На многих континентах умершего человека располагали на помосте или подвешивали на дереве, для того чтобы его душа возносилась к небу без проблем.

Считалось, что земля давит на усопшего и не даёт ему успокоиться. Некоторые народы, и славяне также, приравнивали умерших к птицам. Возможно, что захоранивая покойных в избушках на курьих ножках, они старались облегчить ему переход с земли на небо.

Воздушное погребение практиковалась в Поволжье, Сибири, на Урале. Чаще всего так хоронили шаманов, маленьких детей и людей, смерть которых произошла из-за удара молнии. Есть мнение, что моровые избы предназначались не для всех покойников, а для определенных категорий.

Знатных людей захоранивали в курганах, а тела воинов подвергали кремации. Есть и другой вариант — моровые избы предназначались для заложных покойников, то есть для людей, смерть которых имела насильственный характер, и которые не прошли обряд причастия. Это самоубийцы, утопленники, жертвы преступников. Их телами не следовало осквернять землю, чтобы мне навлечь неурожай, засуху, заморозки или потоп.

Чаще всего так называемых заложных покойников не хоронили, а прятали в укромных местах, закидав камнями или ветками деревьев. Пьяница мог найти своё пристанище в болоте. Если происходила массовая гибель людей, то умерших располагали одном месте, сооружая вокруг забор из деревянных кольев.

Массовые захоронения и что такое скудельница

Скудельницей называли общую могилу

Слово мор на Руси означало смерть большого количества людей, обычно происходящую в результате голода или эпидемии. К примеру, чума в летописях носит название моровое поветрие. Когда количество умерших было слишком велико, в церкви не успевали проводить обряды причащения и отпевания, поэтому такие покойники относились к заложным и захоранивались в общей могиле.

Когда происходил мор и жертв было слишком много, организовывали скудельницу, то есть массовое захоронение. Это могли быть обычные рвы, наполненные телами умерших.

Исследователи отмечают, что в летописях говорится о скудельницах, которые «ставили». То есть в древности для таких захоронений не копали могилы, а возводились дома или иные большие сооружения. Это, конечно, предположение, но оно имеет под собой почву.

Например, исследователь Сорокин А. Н. предполагает, что во время сильных эпидемий люди не могли построить в моровую избу достаточного размера и просто копали яму. Да, чрезвычайные ситуации бывали всегда.

Как английский дипломат был поражен Божедомом

Божедомом называли моровые избы

В 1588 году Москву посетил английский дипломат Джильс Флетчер. Им был написан трактат «О государстве русском», который затем был опубликован в Санкт-Петербурге (1911 год) в переводе князя М. А. Оболенского.

Флетчер отмечал, что зимой, когда много снега и земля промерзает очень сильно, так, что даже ломом не проломить, русские не хоронят покойников, а ставят их в домах за городом. Такие постройки называют Божьим домом или Божедомом.

Трупы кладут словно дрова, от мороза они замерзают, каменеют. Когда наступает весна, люди забирают своих покойников и хоронят их. Возможно, что англичанин пишет как раз о временной моровой избе, где хранили трупы преступников, неопознанные тела, пьяниц, уснувших на морозе, то есть тех, кто находил своё последнее пристанище в общей могиле за церковным погостом.

kulturologia.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован