Елизавета Толмасова: «Все, что я играю – для души»

Уроженке Омутнинска Елизавете Толмасовой 23 года, и 15 из них она посвятила музыке, а будущее связала с одним из древнейших музыкальных инструментов в мире. Он звучит в католических костелах, консерваториях и филармониях – это орган. «Музыка ангелов» – так о нем говорят, но о реалиях и о своей влюбленности в инструмент молодая исполнительница рассказала «ОВ+».

– Елизавета, поскольку вы из Омутнинска, не прогадаешь, откуда начался ваш путь в искусстве. А как он продолжился?

– Я училась в нашей ДШИ в художественной школе и в классе фортепиано у Марины Яковлевны Платуновой. После окончания поступила в Кировский колледж музыкального искусства им. И. В. Казенина. В настоящий момент я студентка третьего курса отделения органа и клавесина в Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки. Параллельно работаю в школе искусств в Нижнем Новгороде, преподаю орган, фортепиано и работаю в качестве концертмейстера у струнников и духовиков. Музыка – мое увлечение, хобби и профессия. Пока что все время уходит лишь на это.

– Привычно, когда от фортепиано переходят к синтезатору. Как получилось, что вы выбрали рост в геометрической прогрессии?

– Когда я поступила в колледж, у меня сложилось убеждение, что играть надо только на настоящих инструментах. Мне был неинтересен синтезатор, его электронное и неестественное звучание отталкивало. К тому же в колледже стояли новые инструменты, которых я не видела в родной музыкальной школе. Это очень подкупает – красивый звук фортепиано, огромного размера концертные рояли. В то время было желание стать концертирующим классическим пианистом. С третьего курса ввели дополнительный инструмент – орган. Мне очень нравилось, и я стала ходить на органные концерты в Кировском костеле. Потом моя преподавательница Татьяна Рябова предложила поступать на органное отделение, я сразу согласилась.  Так с середины третьего курса моя жизнь связана с органом.

– Конечно, это во всех отношениях впечатляющий инструмент. Чем именно он покорил вас?

– Я впервые увидела и услышала его вживую в Кирове, когда Татьяна Викторовна выступала в концертном зале органной и камерной музыки. Непередаваемые ощущения. Во-первых, очень красивый и величественный фасад органа завораживает, во-вторых, сама атмосфера так пленительна, что забываешь на время, что происходит за стенами зала. С тех пор я знала, что органный концерт – это полтора часа совершенства.

– После фортепиано много пришлось доучиваться, приспосабливаться?

– Безусловно. Как известно, органист играет не только руками, но и ногами. Есть педальная клавиатура, на которой можно исполнять виртуозные партии, педальное соло. Исполнение на фортепиано и органе отличается разной динамикой. Если на фортепиано надо играть певучим, мелодичным звуком, то на органе нужно все артикулировать, то есть играть отчетливо.

– Считаете ли вы стереотипом мнение, что орган – это прежде всего инструмент, символизирующий католическую церковную службу?

– Все так: орган действительно в первую очередь связан с церковной службой католиков и лютеран в Европе. В России есть церкви, в которых проходят службы и концертные выступления, но в основном сейчас проходят только концерты. В Москве, например, в концертном зале «Зарядье» недавно был установлен орган. Я играла в храмах – в одном действующем, в другом – уже переоборудованном под концертную площадку.

Согласны ли вы с утверждением, что музыка органа – музыка ангелов?

– И да, и нет. Есть органная музыка, подобная ангельской, но есть и совершенно противоположная, очень яркая.

– Кто создает современный репертуар для органа? Нравится ли вам он? Что вы предпочитаете играть для души?

– Репертуар органисты создают индивидуально. На начальном этапе он состоит из программы, которую проходишь в учебном заведении. Постепенно осваиваешь более сложные сочинения, и после выпуска можно включать все, что пожелаешь. Часто сочинения подбираются к теме концерта или по вкусам слушателей. Вообще сочинений для органа очень много, но чаще исполняют определенные – например, токкату и фугу ре минор И. С. Баха. Мне нравится, но порой хочется слышать что-то новое, и я стараюсь ходить на такие концерты. А все, что я играю – и есть для души.

– У слушателей, судя по отзывам, от органной музыки вибрирует каждая клетка в теле. Что чувствует исполнитель?

– У него не те задачи, что у слушателя. Выступающий чувствует ответственность за свое исполнение. Раньше, когда что-то исполняла на публику, очень остро ощущала волнение и страх. Сейчас научилась собираться, стараюсь все сыграть так, как репетировала.

– Хотели бы освоить другие инструменты?

– В консерватории я помимо органа и фортепиано осваиваю клавесин. Хотелось бы когда-нибудь научиться играть на виолончели, но пока это неосуществимо. Также в колледже все пианисты учились играть на аккордеоне, около года и я училась играть на нем, и на этом наши пути разошлись. Но это был интересный опыт.

– Ваши пожелания родному городу в наступившем новом году?

– Пусть новый год наполнит вашу жизнь множеством удивительных сюрпризов! Желаю, чтобы рядом с вами всегда были любимые люди и близкие друзья, а проблемы и грустное настроение ушли далеко! Чтобы в 2021 году исполнились ваши самые сокровенные желания, чтобы были здоровы ваши близкие! Крепкого вам здоровья, любви, счастья, уюта в доме и взаимопонимания! Нашему Омутнинску желаю процветания и развития, и чтобы люди оставались всем довольны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 Responses to "Елизавета Толмасова: «Все, что я играю – для души»"

  1. Дмитрий   2021-01-21 at 17:11

    Круто! Молодец, Елизавета!

    https://www.youtube.com/watch?t=20517&v=iPoeFgZK0hg&feature=youtu.be

    Ответить
  2. Железный дровосек   2021-01-21 at 19:18

    Молодец!

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован