Налоговики сорвут покровы банковской тайны: чем это грозит вкладчикам

Правительство предлагает дать фискалам доступ к данным клиентов банков

Кабинет министров намерен предоставить Федеральной налоговой службе (ФНС) больше возможностей для получения информации о клиентах банков.

Это предусмотрено в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики», которые правительство внесло в Госдуму. Сейчас ФНС может запрашивать банки об операциях физлиц только в рамках налоговых проверок.

Резоны властей, ведущих непримиримую борьбу с теневым сектором, да еще и в условиях коронавирусного падения доходов бюджета, понятны. Но у правительственного нововведения есть и обратная сторона, предупреждают эксперты: персональная финансовая информация миллионов россиян может стать предметом утечек.

В ближайшие три года фискальные органы могут получить больше возможностей для изучения информации о клиентах банков, следует из документа, внесенного в Госдуму. Согласно приведенным пояснениям, реализация такой меры «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков». Впрочем, какую именно информацию о клиентах банков смогут получать налоговики, в документе конкретно не сказано.

Однако правительство предлагает законодательно закрепить возможность обмена данными между Банком России и ФНС: тогда регулятор получит доступ к сведениям, представляющим налоговую тайну, а налоговая служба — к банковской тайне.

Между тем, российские банки уже обязаны передавать в налоговые органы определенные данные – например, об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний. Кроме того, с 1 апреля 2020 года в ФНС также поступают сведения о открытии-закрытии электронных кошельков ведущих интернет-сервисов, поскольку они работают через банки.

Ну а главное: кредитные организации обязаны выдавать налоговикам справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определенные периоды – но только в случае, если в банк поступит мотивированный запрос от налогового органа.

Причем если ФНС хочет проверить банковскую информацию о гражданине, подача запроса возможна только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа. Еще один повод для проверки счетов и операций физлица — запрос иностранного налогового органа, с которым у России налажен обмен фискальной информацией.

«В России очень ярко обозначился новый тренд: увеличение налогов и повышение контроля за денежными потоками, причем как предприятий, так и обычных граждан», – полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. С одной стороны, эксперт понимает такой тренд: ведь Мировой Банк оценивает российский теневой сектор в $300 млрд – не удивительно, что такой суммой заинтересовалось государство. С другой стороны, Разуваев считает, что момент для раширения полномочий фискалов выбран не слишком удачно.

«Пандемия — это рецессия, снижение зарплат, плохое время, чтобы «кошмарить» население и бизнес», — говорит эксперт. И добавляет: «После снижения ключевой ставки Банка России до 4,25%, процентные ставки в банках низкие, и это уже и так стимулирует отток средств с депозитов банков. А расширение полномочий ФНС по контролю над средствами физлиц приведет к еще большему уходу денежного оборота в наличные и в теневой сектор».

Больше минусов, чем плюсов видит в возможном нарушении требований закона о банковской тайне известный юрист, адвокат Тимур Маршани. «Соблюдение банковской тайны – это незыблемый закон в любом капиталистическом обществе, где государственная система никогда не вмешивалась в банковский сектор и не заставляла банки добровольно-принудительно раскрывать информацию о банковской тайне», – говорит адвокат.

По его словам, сегодня создается прецедент, при котором любой государственный орган контроля и надзора, и, самое главное, орган фискальной политики государства, может вмешиваться в банковскую информацию, нарушая тайну вкладов и получая доступ к сведениям конфиденциального характера.

«Это одно из серьезнейших нарушений не только коммерческой тайны и тайны вкладов, но и гражданских законодательств и прав вкладчиков», – считает наш собеседник. По словам адвоката, государственный орган (ФНС) может получить практически беспрепятственный доступ к налоговым счетам и вкладам, к ячейкам вкладчиков, получать сведения о денежных переводах, о поступлениях денежных средств и дивидендов, с которых граждане должны платить подоходный налог.

«Все это создает впечатление у вкладчиков, что банки не гарантируют самого важного аспекта – соблюдение конфиденциальности частной финансовой информации, – говорит Маршани. Тем более, напоминает адвокат, мы имеем печальный опыт того, что уже происходили масштабные утечки банковских и налоговых баз данных, которые оказывались в руках мошенников.

Дмитрий ДОКУЧАЕВ

mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован