Звонок на перемены

Что показали первые дни учебного года в российских школах

Что делать, если директор не принимает заявление о переходе ребенка на дистанционку? Как избежать очередей на входе в школы? Могут ли регионы устанавливать обучение в третью смену?

“Российская газета” провела федеральную “горячую линию” о том, в каких условиях начался учебный год в школах. В ней приняли участие представители министерства просвещения, Роспотребнадзора, а также региональных органов управления образованием.

Звонок из Казани: Здравствуйте, меня зовут Олег, я отец двух учеников начальных классов. В нашей школе обещали в этом году сделать пятидневку. Родители, учителя на это рассчитывали. Но в последний момент руководство школы передумало. Обосновали это тем, что появились бесплатные обеды. И получается, что в субботу эти обеды будут пропадать. А государство деньги выделило… На каком уровне решается этот вопрос? На уровне Министерства просвещения России или каждая школа решает сама?

Виктор Басюк, заместитель министра просвещения РФ: Спасибо, Олег, за вопрос. Расписание – это тот вопрос, который школы всегда решают индивидуально. Думаю, в данном конкретном случае возможно, что решение школы о продолжении шестидневки связано, в том числе, и с этой особой ситуацией, с коронавирусом.

Пятидневка – большее количество часов в ежедневном расписании, что увеличит число ребят, одновременно находящихся в здании школы. Скорее всего мера школы вынужденная, но важно, чтобы и родители, и учителя относились к подобным решениям с пониманием.

Мы формируем максимально благоприятную образовательную среду для всех, и взаимопонимание очень важная вещь.

Теперь, что касается питания. Перед регионами поставлена задача – обеспечить как минимум один раз в день каждого ученика 1-4-х классов в школе горячим питанием, и здесь не важно, сколько раз в неделю школьник посещает школу. Если это пятидневная неделя, значит, 5 раз в неделю ребенок питается. Если это 6-дневная неделя, значит, 6 дней в неделю ребенок обязательно питается. Мы активно следим за этим и призываем регионы выстраивать процесс питания с учетом мнения родительского сообщества.

Семейное или дистанционное обучение?

Вопрос из Самары: Много ли стало родителей, которые выбирают семейную форму обучения? Может ли школа отказать маме в этом?

Виктор Басюк: В Федеральном законе “Об образовании в РФ” прописаны разные формы обучения. В том числе и семейная, и заочная. Выбор конкретной формы для ребенка – право родителей. Если провести анализ начала этого учебного года, то мы должны констатировать: нет, сегодня резкого увеличения числа детей на семейном обучении не произошло. По статистике, у нас примерно 10 тысяч семей выбирают такую форму, те же цифры показывали и последние несколько лет.

Все-таки родители больше доверяют образовательным организациям.

Чаще всего выбор семейной формы связан с какими-то особыми условиями, которые необходимы ребенку. Это право родителей, наша же задача – предоставлять доступ к качественному обучению в любом виде, какую бы форму родитель ни выбрал, и, кстати, ресурсы, которые мы запустили, и возможности, которые расширили в период пандемии, активно помогают в подобных ситуациях.

Третья смена – недопустимая вещь. Остались единичные случаи в нескольких муниципалитетах по стране, где третья смена устраняется

Владимир из города Камышин (Волгоградская область): Директора школ не хотят принимать заявления на дистанционное обучение. Что делать? В чем отличие семейного от дистанционного обучения? И как это работает на практике?

Виктор Басюк: Если мы говорим о семейном обучении как об особой форме, закрепленной в законе, то ее нужно правильно оформить по документам. Должно быть заявление родителей о предоставлении им семейной формы обучения. Должен быть заключен договор между школой и родителями.

И обязательно должен быть составлен график контрольных, промежуточной и итоговой аттестации по каждому предмету. Школа и родители определяют, когда ребенок будет ее проходить: ежемесячно, раз в четверть, раз в полгода. Все это прописывается, чтобы можно было оценить знания ребенка.

Что касается, как вы говорите, дистанционного обучения, а вернее, обучения на дому с применением дистанционных технологий, – я еще раз подчеркну, что обучение в наших школах, прежде всего, очное, и только в исключительных случаях точечно на местах применяются подобные меры, когда это продиктовано необходимостью защиты здоровья, и они временные.

Сейчас мы активно работаем над развитием единого образовательного пространства, чтобы возможности у всех школ были равные и любая школа могла предоставить ученику все необходимое для любого вида занятий. Чтобы это заработало на всей территории страны в каждой школе без исключения – на это нужно время, но за последние полгода мы осуществили значительный прорыв в этом направлении.

Василий Савельев, отец второклассника Ивана школы № 4, Красноярск: Раньше в нашей школе не было второй смены. В этом не было необходимости. С 1 сентября ввели. Учимся теперь с обеда до вечера. Когда это закончится? А читатель из Ярославля спрашивает: Допустимо ли организовывать учебу в три смены? Делают среднюю смену или полноценно вечернюю с обучением до 21 часа. Смены в школах – кто решает, сколько их может быть? Сама школа?

Виктор Басюк: Да, это сегодня компетенция самой школы. Увеличение количества школ со второй сменой – опять же временный фактор, продиктованный исключительно мерами защиты здоровья. Школы делают все для того, чтобы разделить потоки обучающихся. В том числе ставят уроки в разные смены.

А вот третья смена – недопустимая вещь, и мы за этим внимательно следим. В 2021 году третьей смены быть уже не должно. Сейчас остались единичные случаи в нескольких муниципалитетах по стране, где третья смена устраняется. Мы ведем серьезную работу, в том числе и по строительству новых зданий школ, для того чтобы к 2021 году этот вопрос окончательно решить.

Вопрос из Саратова: Нужен ли единый и доступный для всех школ портал или, например, мессенджер для занятий? Чтобы не было рекламы, чтобы не было ограничений по времени, как в Zoom? Все это очень мешает…

Виктор Басюк: Обязательно нужен. И для нас сегодня это сверхзадача в рамках национального проекта “Образование”. Об этом уже заявлял министр просвещения Сергей Кравцов. Мы обязаны создать всероссийскую современную платформу, которая будет включать в себя весь верифицированный, проверенный контент, необходимый для образовательного процесса.

Важно, чтобы педагоги могли найти на этой платформе не только учебные материалы, но и поддержку профессионального сообщества. Мы работаем над таким каналом связи и над порталом. Это будет такое мультиплатформенное решение, которое позволит обеспечить информационную безопасность и доступность цифровой образовательной среды.

Она поможет решить и еще одну важную проблему. Мы с ней столкнулись, когда случилась пандемия. Многие частные компании, за что им большое спасибо, предоставили для учеников и учителей свой контент. Но, к сожалению, оказалось, что не весь он соответствовал государственным образовательным стандартам. Ряд материалов был платным, что тоже недопустимо, если мы говорим о гарантированном государством бесплатном общем образовании.

Мария, Махачкала: Как будет решаться вопрос малокомплектных школ? Какова позиция министерства – оставлять их или укрупнять? В Дагестане в некоторые горные села в зимнее время трудно добраться. Как будут перевозить 2-3 детей?

Виктор Басюк: Позиция министерства однозначная: мы должны максимально сохранять сеть образовательных организаций. Но при этом образование должно быть доступным, безопасным, качественным. Малокомплектная школа может оставаться самостоятельной или стать филиалом другой, большой школы.

В этом вопросе для нас очень важно мнение самих жителей сел и деревень, где есть такие школы. Очень важна позиция региональных органов власти. Потому что окончательное решение принимают именно они, а не министерство просвещения. Мы же осуществляем государственный контроль.

Очередь в класс

Есть какие-то разработанные рекомендации Роспотребнадзором в помощь родителям?

Ирина Шевкун, начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора: Роспотребнадзор разработал методические рекомендации по организации родительского контроля и по питанию детей. Они рассчитаны как для образовательных учреждений, так и для родителей, чтобы они понимали, на что необходимо обращать внимание в школе. Например, в ходе родительского контроля родители сами смогут обнаружить нарушения, допустим, пища была холодной, и направят обращение в Роспотребнадзор. И это также будет являться основанием для возбуждения проверки.

А где родителям найти эти рекомендации?

Ирина Шевкун: Они опубликованы на сайте Роспотребнадзора в разделе “Документы”.

Вопрос из Ярославля: правомерно ли требовать с учеников носить маски за пределами класса?

Ирина Шевкун: Как вы знаете, Роспотребнадзором были разработаны санитарные правила для образовательных организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Требования о том, что дети должны находиться в школе в масках, в этих правилах нет.

В Нижегородской области родительское сообщество обсуждает ситуацию, когда ребенка, который пришел школу, у него измерили температуру и она показала 37 градусов и выше, могут увезти в больницу. Правда, только в таком случае, если не удастся связаться ни с кем из родителей.

Эту информацию подтвердил министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин. А где потом искать ребенка, которого увезла “скорая”? А если он в школу не берет с собой телефон? Насколько правомочны эти действия?

Ирина Шевкун: Согласно нашим правилам, если у ребенка была выявлена температура в школе, он должен быть немедленно переведен в отдельное помещение.

Еще вопрос из Ярославля: Действительно ли запрет покидать класс в течение всего учебного года поможет сохранить здоровье детей, учитывая невозможность качественного проветривания помещений и недостаток движений?

Ирина Шевкун: Согласно санитарным правилам на переменах дети из разных классов не должны контактировать друг с другом. Но выходить из кабинета не запрещается, тем более, существует требование Роспотребнадзора о необходимости регулярного проветривания помещений. При этом необходимо избегать ситуаций, когда во время перемены в одном коридоре находятся дети из разных классов.

Нужно понимать, что такая мера поможет сохранить здоровье детей. Если возникнут случаи заболевания в образовательной организации, чем меньше контактировал больной ребенок с другими, тем и риск массового заболевания будет меньше.

Марат Гатауллин из Сосновоборска Красноярского края спрашивает: Несмотря на то что дети приходят на занятия в разное время, у школ собираются огромные очереди из-за обязательной процедуры термометрии. Можно решить этот вопрос?

Ирина Шевкун: Да, действительно, в школах в обязательном порядке должна проводиться термометрия. Роспотребнадзор пояснял, как должно быть все организовано, чтобы избежать большого скопления, и требования, которые должны соблюдаться в период распространения коронавирусной инфекции.

Почему в школе Сосновоборска собираются огромные очереди – это вопрос к школе, которая должна организовать процесс таким образом, чтобы избежать очередей. Необходимо составить график прихода детей из разных классов с интервалом по времени, открыть все возможные входы, чтобы дети не скапливались у школы.

Может, в школе и предусмотрены дополнительные входы и составлены графики, но, вы же понимаете, что дети зачастую вбегают в школу за 5 минут до звонка. Поэтому, видимо, и образуются такие очереди…

Ирина Шевкун: Если учитель сказал, что класс заходит в 8.15, то нужно приходить в школу именно в это время. И обязанность образовательной организации донести до родителей, почему это нужно. Чтобы каждый родитель понимал, что это обезопасит его собственного ребенка.

Чем меньше будет детей, с которыми будет находиться ваш ребенок, чем меньше будет это скопление, тем безопаснее для конкретного ребенка. И школа должна организовать проведение разъяснительной работы, для чего это делается. Не просто потому, что мы так хотим, а потому, что это безопасность каждого конкретного ребенка.

Будет ли отменен особый режим в школах в 2021 г?

Когда мы спрашивали представителей минобразования регионов, как долго школы будут работать в особых условиях, все ссылались на санитарные правила Роспотребнадзора, которые устанавливают этот особый режим до конца 2020 года. Возможно ли его продление и в 2021 году?

Ирина Шевкун: Работа школ в особых условиях будет продолжаться до тех пор, пока эта эпидситуация в стране не стабилизируется. СанПиН действует до 1 января 2021 года, но это не потому, что с нового года все закончится и санитарные правила не нужно будет соблюдать.

Нонна Фомкина, главный специалист-эксперт Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора: Действительно, пока мы работаем в условиях рисков распространения COVID-19, поэтому все мероприятия мы проводим в полном объеме. Когда ситуация стабилизируется или когда будут сняты все ограничения, сказать сейчас сложно.

Кроме того, в разных регионах ситуация разная. И естественно, снятие ограничительных мероприятий в каждом субъекте проводится по-разному. Так что пока все санитарные правила должны исполняться.

В ряде регионов жалуются, что у некоторых школ муниципалитетов просто не хватает финансовых ресурсов на то, чтобы соблюдать все требования СанПиН, в частности, очень дорого обходится закупка обеззараживающего оборудования. Все-таки кто должен финансировать санитарные мероприятия в образовательных учреждениях и будут ли применяться санкции, если школы их не смогут выполнить?

Нонна Фомкина: Роспотребнадзор не занимается финансированием образовательных учреждений. Этот вопрос мы не решаем. Но рекомендации есть, и требования ВОЗ никто не отменял. Вообще, установки для обеззараживания воздуха мы рекомендовали и раньше, когда наблюдался подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ. Это не новые рекомендации Роспотребнадзора.

Конечно, проблема с финансированием всех санитарных мероприятий существует, и в ряде регионов она успешно решается. Если есть какие-то ограничения, например, по закупкам этого оборудования, то оно в первую очередь устанавливается в те помещения, где идет массовое скопление детей. Например, в столовых. Полагаю, что нужно распределять уже имеющиеся ресурсы и использовать их с большей эффективностью.

Не секрет, что некоторые школы у нас переполнены, есть классы по 30 и даже 35 детей. Существуют какие-то требования Роспотребнадзора, сколько детей должно одновременно находиться в учебном кабинете?

Нонна Фомкина: Специальных требований по уменьшению количества детей в классах нет. Но тем не менее если класс переполнен, то это один из факторов распространения инфекции с воздушно-капельной передачей. Поэтому администрация школ должна понимать, что чем больше детей находится в одном помещении, тем больше риск массового заражения коронавирусной инфекцией.

Отвечают в регионах

На “горячую линию” “РГ” обратилась учительница истории одной из новосибирских гимназий: Очень тяжело вести урок в маске. Быстро задыхаешься, и дети не всегда улавливают. Приходится повторять. То ли сложнее говорить, то ли им мимики не видно. Многие учителя начали уже снимать маски. Подскажите, кто и как это будет контролировать?

Юрий Савостьянов, зам министра образования Новосибирской области: Такого требования, что учитель во время проведения урока должен находиться в маске, не существует. Масочный режим для педагогов сегодня не введен. В обязательном порядке обеспечиваются санитарными масками только технические работники и работники пищеблока. Педагоги же ведут урок как обычно.

В классах соблюдаются другие меры безопасности: работают рециркуляторы, есть проветривание. Мы организовываем утренние фильтры, в том числе среди педагогов. Поэтому во время уроков маски абсолютно не требуются. Мы таких рекомендаций не давали.

Мария из Пензенской области спрашивает: Мы проживаем в Городе Спутнике под Пензой. Он активно застраивается, 30 тысяч жителей. В прошлом году построили три детских сада. Но мест все равно не хватает. Мой ребенок в очереди далеко, и я опасаюсь, что в следующем году не сможем попасть в группу. Будут ли еще строиться детсады?

Александр Воронков, министр образования Пензенской области: Мы знаем проблему пригорода Пензы. Микрорайон новый, быстро развивающийся, где в основном селятся молодые семьи с детьми. Уже построили там шесть детских садов, школу на 1100 мест. В этом году появится еще один детский сад на 120 мест и в следующем еще один.

Считаем, что есть необходимость еще раз проанализировать ситуацию и по возможности продлить действие нацпроекта по строительству детских садов, а не только яслей, особенно в быстро развивающихся микрорайонах с хорошей демографией.

Нина РУЗАНОВА, Наталья САВАНКОВА

rg.ru

Фото: ria.ru, rg.ru

One Response to "Звонок на перемены"

  1. м а м а   2020-09-16 at 18:51

    Не предоставление родителями возможности получать полноценное школьное общее образование должно быть отражено в УК и гражданском кодексах РФ. Зарплата директоров школ должна зависеть от численности учащихся, подбора компитентных кадров, школьной успеваемости, состоянии здоровья подопечных, своевременного исполнения решений вышестоящих органов.

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован