Страшно, аж жуть!

1 сентября дети и подростки пойдут в школы. Кто-то впервые, а кто-то в десятый класс. Вот о десятом классе и пойдет речь.

Cтон стоит в Сети: «Уберите, уберите «Войну и мир» из обязательной программы по литературе!

Подозреваю, что инициаторами этих «протестов» являются не только мамы учеников, но и многие учителя литературы, которые устали от «насильственного» преподавания четырехтомного романа, который, будем честны, 90% российских школьников, конечно, не прочитают, ограничившись его кратким изложением в интернете.

Напомню, что вопрос об исключении «Войны и мира» из школьной программы в 2016 году подняла крупнейший и авторитетнейший педагог Людмила Вербицкая. И тогда этот вопрос бурно обсуждался в обществе, но, как говорится, «воз и ныне там» — «Война и мир» как входил, так и входит в обязательную школьную программу для 10-го класса. Вот что-то мешает ответственным за это людям и минпросвещения сделать эту «резекцию».

На днях я делал онлайн-конференцию для учителей литературы, и один вопрос, который мне задавали, касался именно «Войны и мира». Может… стоит исключить? Может… не стоит мучить подростков на лето обязательным прочтением такого сложного романа?

Итак, проблема есть. Давайте в ней разберемся.

Вот я читаю в Сети мнение «просто филолога»: «Этот вопрос волнует не только старшеклассников, но и преподавателей литературы. И неспроста. Только представьте чувства подростков, которые еще приходят в себя после сдачи ОГЭ, мечтают о летнем отдыхе. И тут — бац! В списке литературы на лето видят «Войну и мир». Сколько из них смогут осилить шедевр Л.Н. Толстого? Лишь небольшой процент. Остальные будут выкручиваться: смотреть фильм, читать краткое содержание или просто забьют. А потом будет выкручиваться учитель литературы, думая, как провести урок по произведению, которое прочитали 2-3 ученика в классе. И превратится урок, скорее всего, в театр одного актера».

Проблема? Да! Я прекрасно понимаю, что 90% школьников не будут читать «Войну и мир», а прочитают краткое изложение содержания в интернете. Понимаю, что учителю будет трудно с ними разговаривать об этом романе.

Но. А учителю математики легко объяснять подросткам, что такое математические формулы? А учителю химии просто растолковывать, в чем смысл и значение таблицы Менделеева?

Но мы же не исключаем математику и химию из школьной программы. А кому это пригодится в реальной жизни? 2-3 ученикам. У остальных просто это будет в голове: есть высшая математика, есть таблица Менделеева… В мире есть нечто, что нельзя «использовать» каждый день, но о чем хотя бы необходимо знать.

Еще один «мощный» аргумент противников «Войны и мира» такой. Толстой, дескать, писал это не для детей и подростков, а для взрослых людей. Это неправда. Толстой писал этот роман для всех.

Историк литературы Алексей Вдовин приводит факт: среди самых популярных произведений русской литературы в XIX веке среди гимназистов и учеников реальных училищ на втором месте после «Что делать?» была «Война и мир». Я напомню, реальные училища — это что-то вроде советских ПТУ и нынешних профильных училищ.

Еще один серьезный аргумент противников «Войны и мира» в школе — современные подростки не способны воспринимать такие длинные фразы, которыми написан этот роман. Визуальный ряд подростка сегодня настолько «забит» образами, что читать длинное описание дуба в «Войне и мире» он просто не может, его «клинит» на середине фразы.

Это серьезный аргумент. Но. Может, серьезный креативный педагог найдет и в этом «когнитивном диссонансе» рациональное зерно? Может, он мягко объяснит подросткам, что вот из таких вот мальчиков получались великие полководцы, включая маршала Жукова, мореходы, великие политики, а из нынешних на выходе в лучшем случае — «офисный планктон»? Может, это как-то заденет гордость будущих взрослых?

Еще один и самый «неотразимый» аргумент. Заставлять подростков в школе читать «Войну и мир» — это значит отбить у них желание этот роман прочитать в будущем. Это — ложь. Никто и никогда не вернется к «Войне и миру», если «вирус» этого романа не было привит в школе. Ну, разве единицы. Потому что то, что в школе — это на всю жизнь. Это «база» мышления.

И даже не суть важно, хороший и плохой был учитель по литературе. Герои этого романа «отпечатаны» в сознании. Как «дважды два», как «Волга впадает в Каспийское море», как таблица Менделеева. И вернутся к этому роману только те, кого «мучили» этим романом в школе. «Чем же меня мучили? А ну-ка я перечитаю! Ба! Да ведь это правда великий роман!»

Заменить «Войну и мир» «Севастопольскими рассказами»? Звучит, конечно красиво, умно и патриотично. Но давайте тогда заменим математику арифметикой. Исключим геометрию. Биологию. Ведь сложно. Остановимся на «тычинке и пестике». Но все, что я сказал выше, не так важно. Важно другое.

Так уж случилось, что Лев Толстой стал главным писателем мира. А его роман «Война и мир» главным романом мира. На это имя и это название аукаются миллионы образованных людей на земном шаре. В Англии, США, Германии, Франции, Бразилии, Гвинеи-Бисау, Японии, Монголии…

Если молодой человек, выходец из России, окажется в среде этих людей и не будет знать, кто такой Андрей Болконский, Пьер Безухов, что чувствовал Наполеон в горящей Москве и Наташа Ростова на своем первом балу… На него посмотрят с удивлением… «Ты откуда, парень? Ты с Луны свалился?»

И это будет действительно страшно…

Павел БАСИНСКИЙ (писатель)

rg.ru

Фото: ria.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован