Преображение Господне: зачем Булгаков назвал профессора из “Собачьего сердца” в честь праздника

В среду, 19 августа, православные отмечают Преображение Господне или, как говорят в народе, Яблочный спас

Хотя главное событие дня касается вовсе не яблок. И слово “спас” здесь надо бы написать с заглавной буквы – “Спас”, потому что это сокращение от слова “Спаситель” – одного из имен Бога.

Кстати, Иисус по-гречески и означает Спаситель. Так что Преображение Господне – праздник в честь Иисуса Христа, то есть Спасителя, хотя яблоки тут тоже не зря, но об этом позже.

Радостное, с яблочными ароматами, августовское торжество в народе любили. Храмы, освященные в честь Преображения, давали названия деревням, улицам, площадям и даже одной станции московского метро. Был у нас и знаменитый Лейб-гвардии Преображенский полк, где служили преображенцы – элита гвардии.

А еще праздник подарил фамилию знаменитому профессору из “Собачьего сердца”. Булгаков наделил своего героя такой фамилией неслучайно, и мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сначала про само слово и суть отмечаемого события.

“Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение” – все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение – нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию.

К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы – объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи, когда Иисус ходит со Своими учениками по Палестине и проповедует Благую весть.

Однажды Иисус, взяв с Собою трех учеников – Петра, Иоанна и Иакова, “взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме”.

Что значит “говорили об исходе”? О чем же они беседовали: Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. “Петр и его спутники забылись дремой, – читаем дальше, – а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним.

И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: “Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!”. “Он не знал и сам, чтo говорил”, – замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда такое по-человечески понятное, но тем не менее наивное желание остановить мгновенье, замереть, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо.

Петр еще не договорил, “как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: “Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!”. И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели.

Так произошло Преображение Иисуса Христа – явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: “Преображение – это существенное изменение образа (найдем, выделим корень “образ” в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества”.

О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: “И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет”. Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд – не только от Бога, но и от материи.

Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, передают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют “фаворским светом”, так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части – апостолы.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия.

И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая -винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда народное название праздника в честь Спасителя – Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам “плодов земных”.

Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

Иван Шмелев – “Лето Господне”. “Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви – не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам – передаются – к “Празднику!”.

Проплывают над головами узелочки – все яблоки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным – свежими яблоками. Они везде. Необыкновенно, весело – будто гости и церковь – совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их – посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: “Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!” И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть – Преображение”.

Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение – это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной.

Поэтому преображение не есть просто изменение. “В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия.

Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело – одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия. Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него” (преп. Иустин Сербский).

“Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, – пишет епископ Мефодий (Кульман), – но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор – это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха”.

Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых – на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение “он весь светится от радости”, мы поймем, что Преображение Господне – это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.

А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора.

А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских – все не перечислишь, их действительно очень много! – Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему?

Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое – преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.

rg.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован