В России установят три уровня ремонта дорог

Новый стандарт впервые описал все нюансы летнего содержания трасс

В России определят три уровня летнего ремонта дорог: высокий, средний и допустимый.

Это позволит эксплуатантам трасс выбрать режим обслуживания в зависимости от финансирования, которого в регионах, как правило, не хватает. Соответствующие положения содержатся в новом национальном стандарте, который планируется утвердить в январе 2021 года, выяснили «Известия».

После закрепления положений ГОСТа в нормативных документах за его несоблюдение владельцам дорог будут грозить штрафы.

Трассы на уровне

В России разработали национальный стандарт по летнему содержанию автодорог, рассказали «Известиям» в Росстандарте. В июне проходит его общественное обсуждение, до конца года проект будет дорабатываться. Утвердить его планируют в январе 2021 года. «Известия» ознакомились с первой редакцией документа.

Новый ГОСТ впервые объединил и подробно описал все нюансы летнего содержания дорог, пояснил «Известиям» председатель профильного технического комитета при Росстандарте Николай Быстров. По его словам, документ также четко установил три уровня обслуживания трасс: высокий, средний и допустимый.

Требуемый уровень содержания для дороги в целом или для каждого ее участка назначается владельцем трассы, сказано в документе.

К допустимому относят дороги, соответствующие минимальным требованиям, указанным в межгосударственном стандарте от 2014 года и российском стандарте о безопасности движения от 2017-го, следует из проекта ГОСТа.

Для среднего и высокого установлены более жесткие требования. Высокий уровень обслуживания трасс не допускает снижения скорости движения машин относительно значений, разрешенных ПДД.

При среднем и допустимом это возможно, но эксплуатант дороги не может вводить временные ограничения или полностью прекращать движение. Это разрешается делать только для ремонта, в случае ДТП или ЧС.

— Для дорожников разделение очень важно, поскольку не всё зависит только от них. Зачастую причиной плохого содержания является недостаточное финансирование. Установлены критерии, позволяющие гибко регулировать этот момент, — пояснил Николай Быстров.

К примеру, колейность на 1 тыс. кв. м покрытия может составлять от 10 мм до 30 мм при разном уровне содержания, а открытые трещины — от 15 мм до 50 м в длину. Впрочем, для дорог высшей категории, к которой относятся автомагистрали, такие дефекты в принципе не допускаются. Таким образом, допустимый уровень для дорог разных категорий также будет различаться.

По словам Николая Быстрова, сегодня нет вопросов по финансированию федеральных трасс. Но на обслуживание региональных и местных дорог выделяется лишь около 23% от норматива, а еще три года назад этот показатель едва достигал 16%. При этом федеральных автотрасс в стране около 50 тыс. км, а региональных — более 700 тыс. км, отметил он.

Новый стандарт, по его мнению, позволит эксплуатантам выбрать режим обслуживания в зависимости от реальных объемов финансирования. А автомобилисты будут уверены, что любая дорога будет пусть не идеального, но приемлемого качества.

При этом в новом стандарте есть требования для всех конструктивных элементов автодорог: дорожному покрытию, обочинам, тротуарам, водоотводам, очистным сооружениям.

Самые жесткие требования по ремонту установлены для автомагистралей и скоростных трасс, а также дорог с четырьмя и более полосами движения. Их должны чинить быстрее остальных: на устранение нарушений дается в среднем от одного до семи дней. По другим категориям дорог на это отводится до двух недель.

Так, на устранение последствий обвалов, оползней и паводков дают сутки для четырехполосных трасс и 2–3 дня — на других дорогах. На проезжей части не должна застаиваться вода, устранить дефект нужно за трое суток. Также стандарт требует в течение семи дней убрать траву и кустарники выше 15 см на обочинах многополосных трасс, на других дорогах на это отводится 10–14 дней.

На обочинах дорог любых категорий не должно быть рекламных конструкций, массивных предметов и т.п. Они должны быть удалены в течение трех суток с момента обнаружения. Столько же времени дается для того, чтобы убрать растительность, ухудшающую видимость в зоне железнодорожных переездов.

Некоторые дефекты стандарт предписывает устранять максимально быстро: например, починить вышедший из строя светофор должны за сутки, а заменить поврежденный люк в системе водоотвода дороги — за три часа.

Стандарт также устанавливает требования к содержанию дорожных знаков, светофоров, разметки, остановок общественного транспорта и автомобилей. Так, по знакам большинство описанных дефектов (загрязнение, повреждение изображения, наклон более 15 градусов и другие) должны исправить за 1–7 суток, по разметке — 3–30 суток, остановкам — 5–20 суток, за исключением случаев, когда нужно убрать крупногабаритные предметы (на это дается два часа).

По всем дорогам

Новый стандарт станет обязательным, как только на него появятся ссылки в контрактной документации с подрядчиками, пояснил Николай Быстров. Тогда наказывать за невыполнение условий смогут не только заказчики, но и надзорные органы.

Контролируют качество содержания дорог сегодня ГИБДД и Ространснадзор. На региональном уровне местные власти также могут назначить свою надзорную структуру. В 2017 году штрафы для чиновников за несвоевременное и некачественное содержание автодорог увеличили в несколько раз. Сегодня для должностных лиц они составляют 20–30 тыс. рублей, для юрлиц — до 300 тыс. рублей. Если было доказано, что дефект на дороге стал причиной ДТП, то максимальный штраф вырастает до 500 тыс. рублей.

В Ространснадзоре сообщили «Известиям», что в 2019 году вынесено 1186 постановлений о штрафах за такие нарушения на 72,8 млн рублей, за пять месяцев 2020-го — 491 постановление на 26,2 млн рублей. «Известия» также направили запрос в МВД.

По словам юристов, автомобилисты могут жаловаться на ямы и выбоины на дорогах в ГИБДД, прокуратуру либо местным властям. Им же можно направлять претензии по поводу знаков, разметки, отсутствия пешеходных переходов.

— В случае повреждения автомобиля из-за дефекта дороги нужно вызвать сотрудника ГИБДД, зафиксировать данный факт, а также самостоятельно произвести фотовидеофиксацию ямы на дороге, повреждения автомобиля и другие обстоятельства происшествия, — сказал партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев.

Ответчиком, по словам юриста фирмы «Интеллектуальный капитал» Виктории Велюги, в данном случае будет выступать федеральное или региональное ведомство, ответственное за содержание дороги.

По данным Росавтодора, по итогам прошлого года доля трасс федерального значения, соответствующих нормативу, составила 84,7%, оставшиеся 15% — объем ежегодного ремонта.

— Таким образом, выполнена задача по приведению федеральных трасс к нормативному состоянию. Вскоре приоритетом станет лишь дальнейшее поддержание и обеспечение сохранности сети, — заявили «Известиям» в Росавтодоре.

В этом году планируется ввести в эксплуатацию 233,1 км новых трасс федерального значения и провести ремонт, включая капитальный, еще 7050 км. Также нужно улучшить ситуацию на региональных и местных дорогах — здесь нормативу в прошлом году соответствовали лишь 44,5% и 52% соответственно, говорят в Росавтодоре.

В нынешнем году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» в нормативное состояние приведут 13,7 тыс. км дорог. Сегодня в проекте участвуют 83 субъекта и 104 городских агломерации. Приоритет будет отдаваться дорогам к медучреждениям, школам, детсадам, досуговым детским учреждениям.

iz.ru

Фото: iz.ru, ria.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован