Людмила Трапезникова: Историю села надо передать потомкам

Людмилу Викторовну Трапезникову знают в Залазне как человека, болеющего душой за судьбу села. Она настоящий знаток истории Залазны, который бережно хранит в памяти, а теперь и в материалах школьного музея бесценную для земляков информацию о событиях и людях.

Накануне юбилея, который Людмила Викторовна отмечает 20 мая, мы говорим с ней о краеведческой работе, которой она занималась с детьми 15 лет.

– Людмила Викторовна, у вас насыщенная событиями и делами жизнь, это и учительская, и общественная работа. А когда появился интерес к краеведению?

– Интерес к краеведению был всегда. Были хорошие учителя истории.

– А когда у вас возникла идея создания музея?

– Это было в 1972 году. Готовясь к 200-летию села, школьники с учителями собрали большой и очень интересный материал. Самым ценным здесь были записанные на пленку песни наших замечательных бабушек. Залазнинцы пели очень красиво. К сожалению, за неимением места для музея, собранные для выставки предметы старины раздали владельцам, а магнитные записи просто утеряны. А вот рассказы земляков оформили в альбом, который до сих пор хранится в музее и используется в работе. С 2004года я вела краеведческий кружок «Искатель».

– Интересно ли было работать с детьми?

– Работать с детьми всегда интересно. Вникая в тему, ребенок как бы заново открывает для себя окружающий мир. Навсегда запомню восклицание Ильи Шиляева: « Я и не знал, что у меня такой героический прадед!» А Ксения Суханова, когда писала про деревню Лусники, была удивлена, что люди абсолютно все необходимое для семьи делали в своем хозяйстве. Нравилось наблюдать за ребенком, видеть его рост. Любила, когда ребенок начинал спорить со мной по теме, для меня это бальзам на душу.

Из прошлых краеведов запомнились две Софьи Филатовы, Наташа Гребенева, Федор Толкачев. Кстати, работа Федора вошла в сотню лучших краеведческих работ России. Настойчивость и стремление дойти до самой сути отличали Софью Николаевну Филатову. Выступление Наташи Гребеневой на областной конференции было выслушано участниками со слезами на глазах, она рассказала о выпускнике нашей школы Андрее Дикове, погибшем на чеченской войне.

Изучая историю села, вы часто обращались к архивным данным. Как это вам удавалось?

-Нужно было научить детей работе в архиве, но в условиях Залазны сделать это непросто. Поэтому я сама ездила по архивам, брала нужные материалы и привозила для работы школьникам. Надо сказать, что работать в архивах очень интересно. В Кировском областном архиве листала материалы по ремонту нашей церкви. В библиотеке им. Герцена просто зачитывалась календарями (Памятными книгами).

В каждом находила что-нибудь про Залазну. Интересные материалы по советскому периоду хранятся в нашем Омутнинском районном архиве. Кладезь материалов по народному образованию – в архиве отдела народного образования. Кстати, наша Залазнинская средняя школа уже в 1939 году имела статус средней. Это подтверждают отчеты директоров о работе за год.

– Какой вам видится сегодняшняя Залазнаи какая она в исследовательских работах ваших воспитанников?

– Вопрос неоднозначный. Однажды в учительской я в присутствии Б.С. Орлова сказала, что Залазна год от года становится лучше. Старый учитель уже собирался уходить после уроков домой, но вернулся от дверей и сказал, что село становится хуже. Обратил мое внимание на состояние улиц, домов и меняющееся население. Вот это меня заставило задуматься и представить улицы села в прошлом.

Не зря несколько исследовательских работ дети посвятили улицам и людям. Не только прошли по улицам, но и побывали у жителей, записали воспоминания. В этом плане интересна работа Кристины Вишняковой (ул. Ленина), Эли Костициной (ул.Пушкина). Аня Смагина написала так, как будто она жила на улице Чапаева в 50-е годы. Много труда в работу вложила Юля Ермолено (ул.Гагарина в п. Белорецке). Она сумела поговорить с каждым жителем. Увидела, что большинство пенсионеров достойно трудились, у всех есть награды.

Каждая работа детей заканчивается вопросом: «А что дальше?» Мысли ребят как бы перекликаются с тревогой жителей села далекого 1910 года, которая сквозила тогда со страниц газеты «Вятская речь»: «Безмолвная тишина кругом…в третий раз постигла таковая участь Залазну с момента основания».

Тогда, в начале 20 века, был закрыт завод, люди вынуждены были уезжать в другие места в поисках лучшей доли. Но Залазна ожила, развернулась работа лесной промышленности, сельского хозяйства. Только в начале 50-х годов люди работали в 20 организациях и учреждениях села, в школе обучалось 730 учеников! Как повторение пройденного – начало 21 века для Залазны: вернулись старые проблемы. Закрыто производство. Люди, лишенные работы, покидают насиженные места. Как показатель – снижение количества детей в школе. Сегодня их всего 87.

– Вы краевед со стажем, знаете каждую семью нашего села. Назовите людей интересной судьбы – наших односельчан, которыми мы можем гордиться.

– Гордиться у нас есть кем. Это профессора Наумовы, А.Е. Медведев – Герой Советского Союза, знатный лесоруб Н.Н. Кривцов – лауреат Сталинской премии, Л.М. Тукмачев – кандидат педагогических наук, Ю.Н. Соболев – лауреат премии Ленинского комсомола, А.П. Диков – воин-защитник целостности России. Подумаешь, так в каждом человеке есть качества, которыми надо гордиться и показывать детям.

Вернусь к работам своих краеведов. Аня Смагина увидела, что на ее улице живет удивительная женщина В.М. Зубова – она создала музей под открытым небом возле своего дома. У дома М.А. Курушина – 18 скворечников. Эля Костицына узнала, что в Залазне был кирпичный завод, потом превращенный в птичий двор. А какую родословную составила Юля Нифанина! С какой любовью она рассказала о каждом родственнике! Выпускник нашей школы, геолог по профессии, А.В. Мотовилов из всех экспедиций по миру вез экспонаты в школьный музей.

– Скажите несколько слов о судьбе школьного музея.

– В открытии музея главная заслуга принадлежит директору школы Л.Н. Машкину. Это его идея и забота. Им было определено место для музея, постепенно появилось все необходимое для работы. Помню, летом дети приходили, чтобы оформлять стенды, готовить и расставлять экспонаты. Я думаю, что ребята любили свой школьный музей. Почти ежегодно краеведы посещали музеи области. Были в Омутнинске, Афанасьеве, Белой Холунице, Слободском, Кирове.

На меня произвела впечатление реакция ребят на увиденное. Так, в музее меховой фабрики «Белка» дети фотографировались у витрины, где выставлены памятные знамена, полученные коллективом за труд в годы войны, хотя там много и других достопримечательностей. Мне жаль расставаться с детьми. В этом я году я просто помогла ребятам подготовиться к районной конференции. Но все они уже наметили темы для дальнейшей работы. Хотелось бы, чтобы
кто-то помог им выполнить намеченное.

Наш музей – это еще не музей, а первый шажок в этом направлении. Как быстро меняется жизнь! Надо успеть запечатлеть ее во всем многообразии, передать следующим поколениям как опору для продвижения вперед.

Беседовала Галина Миклина

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован