Самоизолированное образование

Миллионы родителей по всей России вздохнули с облегчением.

Тем не менее, месяц не прописанного ни в одном законе «режима самоизоляции» выявил целый пласт проблем, связанных с дистанционным образованием. Сразу отмечу – я являюсь сторонником расширения онлайн-образования, причем для всех возрастов. При этом со всей очевидностью целый ряд дисциплин в принципе невозможно преподавать удаленно – это в первую очередь касается физики и химии.

Оказавшись в текущей ситуации, министерство просвещения и министерство науки и высшего образования попросту пустили дело на самотек – крутитесь, как можете. Региональные министерства и департаменты, отвечающие за вопросы образования, поступили по примеру старших товарищей, не дав никаких внятных указаний, как организовать учебный процесс. Вся информация «сверху» по факту сводится лишь к сообщениям о переносе экзаменов, окончании и начале учебного года и прочим подобным вещам.

Преподаватели же оказались предоставлены сами себе и были вынуждены искать способы продолжить занятия самостоятельно, в меру своих возможностей и знаний. Как итог – приведу в качестве примера собственных детей – в одной школе учащиеся занимаются и через Zoom, и через Discord, и еще на нескольких онлайн-платформах, причем зачастую одновременно.

Понятно, что учитель работает в той среде, где ему привычней и удобней, но для школьника использовать три-четыре разных платформы для обучения и выполнения домашнего задания – это дополнительный стресс в добавку к имеющемуся.

Еще один существенный минус – серьезное сокращение числа уроков. От половины до двух третей учебных часов переведены в формат «сделай сам», что при вопиюще низком качестве школьных учебников является чистой воды профанацией образования. Конечно, если повезло и среди родителей есть учителя или ребенок – вундеркинд, то все будет более-менее нормально, но подавляющее большинство без обычной работы с учителем попросту ничего не поймет.

Существует и целый букет организационно-технических проблем.

Во-первых, онлайн-обучение из дома серьезно расхолаживает. Ребенок, находясь в домашней обстановке, не особо настроен на школьный формат, в особенности с учетом, как было сказано выше, сокращения учебных часов.

Во-вторых, при наличии двух и более детей школьного возраста и наличии у них онлайн-уроков в одно и то же время их необходимо развести по разным комнатам, чтобы они не мешали друг другу. А что делать, если родители работают на удаленке? Не говоря уже о бабушках и дедушках, которые зачастую живут в той же квартире.

Ну и, в-третьих, для полноценного обучения двум детям в подобном режиме требуется два компьютера. Плюс не забываем про родителей на удаленке, что дает нам в сумме четыре. Много ли семей в России может похвастаться наличием в доме четырех компьютеров или ноутбуков? Полагаю, что доли процента. Как итог – обучение идет на телефоне или в лучшем случае на планшете, потому что компьютер занят родителями – зарабатывать-то надо. То есть опять полная профанация образования.

Уже сейчас очевидно, что четвертая четверть полностью провалена. Разумеется, могут быть какие-то исключения, но в целом это так. Как федеральные и региональные профильные министерства собираются выходить из этой ситуации – совершенно непонятно. Оставлять всю страну на второй год? Перенести все на первую четверть 2020-21 учебного года, уплотнив график? Продлить обучение на лето? Ни ответа, ни обсуждений этой темы нет, при том, что вопрос этот критически важен.

Безусловно, по окончании режима самоизоляции должны быть сделаны самые серьезные выводы. Шадаев сообщил, что Минкомсвязь и Минпросвещения уже приступили к созданию платформы для видеоконференций на базе школьных систем видеосвязи, которые используются для контроля за ЕГЭ. Однако пример реализации различных государственных проектов вызывает серьезное сомнение в качестве и нормальной реализации подобной платформы, не говоря уже о том, что контроль за ЕГЭ и онлайн-образование это вещи абсолютно разные, с разными целями и задачами и разными требованиями. С тем же успехом можно снимать кино на подъездную камеру. Артхаус, одним словом.

Однако софт для онлайн-образования – это лишь одна из трех составляющих. Вторая – это техническая часть, подразумевающая обеспечение преподавателей и учащихся одинаковым оборудованием для участия в образовательном процессе. И третья – подготовка министерства образования с планом учебы по интернету. То, что, например, в Израиле было сделано еще в 2011 году, после пандемии 2009 года.

То, что сейчас делают российские учителя – безо всякого сомнения подвиг, за что им моя искренняя благодарность и низкий поклон. Но не следует забывать, что подвиг одних – это всегда следствие бездарности и трусости других.

Тимофей Шевяков

Специально для “ОВ+

One Response to "Самоизолированное образование"

  1. А.М.   2020-04-25 at 12:48

    Не только физика и химия, но и начальная школа тоже требует отнюдь не дистанционно удалённого контакта учащихся с учителем и взаимодействия друг с другом в парах и группах…

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован