Частным приставам дадут добро на взыскание долгов с граждан

В Совете федерации был представлен законопроект, предлагающий введение в России института частных судебных исполнителей и передачу им на взыскание в том числе исполнительных документов в отношении граждан.

Авторы проекта указывают, что он даст возможность должнику заключать соглашения о порядке исполнения взыскания, устраивающие обе стороны. Однако эксперты видят значительные риски для граждан в реализации законопроекта.

В понедельник 16 марта в Совете федерации был представлен новый проект закона о внедрении института негосударственных судебных исполнителей, который предлагает передать им на взыскание задолженность по исполнительным документам, в том числе физлиц.

Документ был разработан рабочей группой на базе Российского университета дружбы народов. В конце прошлого года законопроект о частных судебных приставах был представлен Торгово-промышленной палатой (ТПП), однако он предполагал передачу им взыскивания задолженности лишь по спорам юрлиц (см. “Ъ” от 2 октября 2019 года).

Эффективность действующей системы органов принудительного исполнения является довольно низкой, указывают авторы законопроекта. Из 87,5 млн исполнительных документов в 2018 году окончено фактическим исполнением около 34,5%. Судебные решения реальным исполнением оканчиваются лишь в 25% случаев.

От подлежащих взысканию сумм требований в пользу взыскателей ежегодно взыскивается не более 6,6% денежных средств, а по судебным актам — 5,5%. При этом с 2005 по 2018 годы количество исполнительных производств, ежегодно находящихся в ФССП на исполнении увеличилось в четыре раза.

По мнению авторов законопроекта, его реализация сможет сократить нагрузку на судебных приставов до 25%.

Авторы законопроекта считают целесообразным «переход к смешанной системе принудительного исполнения» и создания института негосударственных судебных исполнителей.

При этом взыскателям дадут возможность обратиться к негосударственному судебному исполнителю за исполнением судебных актов гражданско-правового характера, в том числе по кредитным долгам и долгам в сфере ЖКХ.

За свою деятельность пристав будет получать исполнительный тариф с должника (2–5% от суммы, подлежащей взысканию) и вознаграждение, которое должен ему выплатить взыскатель.

Численность негосударственных судебных исполнителей должна регулироваться показателями эффективности и востребованности их услуг. Частный пристав должен будет состоять в реестре Минюста, а также являться членом палаты негосударственных судебных исполнителей.

Как пояснил “Ъ” один из авторов законопроекта Александр Агеев, сейчас к должникам в основном применяются санкционные меры, а введение института частных судебных исполнителей позволит им комфортно выплатить долги.

«Сейчас имущество продают за копейки, а, например, отложение его реализации на некоторое время позволило бы должнику получить значительно большие средства и закрыть долг,— поясняет он.— Негосударственный пристав даст возможность взыскателю и должнику заключить с соглашение о порядке исполнения, с графиками и сроками погашения задолженности, а также иными условиями, устраивающими обе стороны».

По его словам, такое нововведение позволит найти механизм, при котором взыскатель будет доволен, решения будут исполняться и должник сможет комфортно выплатить долги без риска уйти в банкротство или других имиджевых потерь.

Глава департамента Минюста Дмитрий Киселев отметил на круглом столе, что министерство «не располагает достаточным количеством данных, результатами правоприменительной практики, социологических и иных исследований, с достаточной степенью достоверности доказывающих актуальность и необходимость введения в России нового института частных судебных исполнителей».

В ФССП на запрос “Ъ” сообщили, что «вопросы разработки законопроектов о частных приставах не входят в компетенцию» службы. Коллекторы полагают, что отдать часть долгов какого-то определенного сегмента частным приставам логично.

«Цель создания института частных судебных приставов — это сокращение расходов бюджета и повышение эффективности взыскания»,— говорит президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

Однако эксперты видят в данном нововведении существенные риски. «В данном законопроекте я не увидела эффективной системы исполнения судебных решений,— говорит первый вице-президент Союза адвокатов России Людмила Айвар.— При принятии законопроекта в нынешней редакции мы можем столкнуться с возросшей нагрузкой на должника, которому придется платить значительно большие суммы за принудительное взыскание, нежели сейчас».

По ее словам, есть также вопросы к страхованию частным приставом своей ответственности, а также мерам, которые к нему будут применяться при нарушении законодательства.

По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, «общество еще не готово к наличию института частных приставов во взаимоотношениях между гражданином-заемщиком и кредитором».

По ее мнению, «в процессе взыскания гражданин-должник всегда слабая сторона, и мы считаем, что защищать его права и интересы — это обязанность государства, частный сектор пока к такой ответственности не готов».

Светлана САМУСЕВА

kommersant.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован