Ситуация в российской экономике и «социалке» такая, что не может скрывать правду уже и Счетная палата.
Ведомство Алексея Кудрина указывает, что население вымирает уже четвертый год подряд; например, с начала этого года страна уже потеряла 52 тысячи человек.
Демографические потери не может компенсировать даже миграционный прирост (в этом году «брешь» удалось закрыть менее чем на 80%). Все это ставит под угрозу реализацию нацпроектов и поручений президента, констатирует Счетная палата.
То есть для аудиторов самое страшное — это когда останутся неосвоенными бюджетные деньги. А ведь вымирание нации — это вовсе не какое-то непредвиденное событие, а следствие правительственных реформ.
Последние годы граждане жили в состоянии перманентной конфискации: правительство потрошило их карманы через «мусорную» реформу, повышение пенсионного возраста, увеличение налогов и акцизов… И это, похоже, не предел. Бюджет лопается от нефтедолларов, а Москва замышляет очередные реформы.
Что бы ни твердили правительственные экономисты, а практически неизбежна грядущая девальвация (обесценивание) рубля.
Чем грозит девальвация? Как прогнозируют независимые эксперты, для населения она может оказаться и не такой болезненной. Власть уже приучила людей, что они живут в нищете и полной безнадеге.
Уже все факторы укрепления рубля исчерпаны!
— Объявленный правительством курс на дедолларизацию экономики, мягко скажем, обходится бюджету дорого, и глобально зависимость от доллара в экономике РФ ничуть не снизилась, — говорит «Свободной прессе» директор люксембургского офиса международной консалтинговой корпорации KRK Group Никита Рябинин.
— Биржевые товары как котировались в долларах, так и котируются. Когда вы используете другую валюту как средство платежа за долларовый товар, вы несёте большие транзакционные издержки.
Помните, «Роснефть» объявила о том, что перешла на евро в расчётах с покупателями. А это значит, что чистая маржа по этим операциям снизилась и, соответственно, государство как мажоритарный владелец получило меньший доход.
«СП»: — Но ведь сейчас Россия стремится перевести расчеты с внешнеторговыми партнерами в рубль. Это хоть как-то укрепляет национальную валюту?
— Диверсификация в платежных инструментах — это хороший тренд. Вопрос только в том, во сколько это обходиться государству, и в чем реально вы котируете свой товар: если привязываетесь к доллару, то просто больше тратите на транзакции денег вследствие санкционного режима.
А курс рубля как был привязан к цене нефти и газа на мировых площадках, так и остался. Зависимость только увеличилась, никакой диверсификации экономики и увеличения экспортных потоков высокотехнологичных продуктов нет, оборонка растёт, но это все непрозрачные траты бюджета, а военно-промышленный сектор в РФ никак не двигает экономику вперед.
«СП»: — Впереди очередная девальвация?
— Факторы, поддерживающие рубль, исчерпаны. Внутренний спрос очень скудный из-за постоянного снижения реально располагаемых расходов. Спрос в экономике не растёт. ВВП будут повышать за счёт нацпроектов.
Но опять-таки никаких положительных эффектов для реальной экономики и граждан мы не увидим, о чем даже председатель Счетной палаты Алексей Кудрин кричит с высоких трибун. Курс доллара продолжит расти, рубля — падать.
«СП»: — Последние пять лет в России — это череда конфискационных реформ. Почему же население снесло их так легко, в том числе обесценивание рубля?
— Ну возьмем к примеру повышение пенсионного возраста. Думаю, просто будущие пенсионеры пока ещё не сильно ощутили на себе влияние этого решения правительства. Безработица в определенных возрастных группах увеличивается, но плавно.
Кроме того, государство объявило о пакете мер по защите предпенсионеров — и это обещание позволяет хотя бы частично сгладить негативный эффект реформы, — говорит «Свободной прессе» заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари Наталья Мильчакова.
«СП»: — Но, согласитесь, население в целом восприняло все эксперименты правительства без революционного запала.
— На самом деле о «молчании» россиян говорить сложно. После того, как было объявлено о повышении НДС и особенно пенсионного возраста, в социальных сетях была достаточно бурная и, конечно, преимущественно негативная реакция.
Были и митинги в Москве и крупных городах, однако, уже заранее было ясно, что власть не захочет слушать народ. Были и петиции в интернете, и жалобы в Конституционный суд на повышение пенсионного возраста, но решение было не в пользу жалующихся.
Впоследствии оказалось, что негативный эффект повышения НДС сказался на потребительских ценах только в 1 квартале 2019 года, а в последующих кварталах этот эффект был исчерпан, официальная инфляция в сентябре начала замедляться.
Также важно, что для продуктов питания и ещё ряда социально значимых товаров правительство все же сохранило льготную ставку НДС.
Негативная реакция населения на эти непопулярные реформы проявилась в низком рейтинге правительства, полном отсутствии авторитета у населения министров, отвечающих за экономический блок, и даже в снижении рейтинга президента.
Фото: tass.ru