Крещение 2018: священник назвал новый странный обычай со святой водой

«Якобы нужно набрать в семи разных храмах и смешать»

В ночь с 18 на 19 января православные отмечают праздник Крещения Господня, также его называют Богоявлением — в этот день Иисус вошел в воды реки Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи. Отсюда традиция окунаться в прорубь или купель, следуя по пути Христа, и праздник давно ассоциируется с водой.

Настоятель Богоявленского кафедрального собора (Елоховского), проиерей Александр Агейкин рассказал “МК”, почему на крещенскую воду не стоит возлагать слишком много надежд.

Народная молва гласит, что, окунувшись в прорубь или купель, можно «смыть» с себя все грехи и как будто заново родиться — при этом, правда, люди забывают, что речь идет об обряде крещения, который совершается раз в жизни.

Колоссальные надежды возлагают на святую воду, принесенную из храма: считается, что одно только наличие ее в доме — залог счастья на будущий год. Однако представители православной церкви спешат разубедить прихожан.

– Отец Александр, с какими стереотипами и мифами вокруг крещенской святой воды чаще всего приходится сталкиваться?

– Пожалуй, самое распространенное: люди считают, что богоявленская вода и крещенская — это разные воды, поэтому стремятся сходить за водой и 18, и 19 января. На самом деле вода освещается по одному чину, и Богоявление и Крещение — это два названия одного и того же праздника.

Кто-то специально отдельно идет в храм накануне, а потом в сам праздник, да еще и подписывает бутылки… Историческое объяснение простое: вода освящалась дважды, потому что ее нельзя было подавать непрерывно — так, как сейчас. Возможности были ограничены, сосудов не хватало. Водоемов, кстати, это не касалось.

Недавно появилось еще одно распространенное заблуждение — якобы крещенскую воду нужно набрать в семи разных храмах, смешать, и только тогда она будет «правильная». Это поверье не имеет никакого отношения к христианству, смысла оно тоже не имеет.

И, конечно, нельзя не сказать о практике купания на Крещение. Часто это превращается в отдельный ритуал, который никак не связан ни с богослужением, ни с молитвой. Люди купаются просто так, часто приходят нетрезвыми — с точки зрения религии в этом нет никакого смысла, получается обычное моржевание.

– Важен ли объем воды, которую человек освятит в храме? Ведь бывает, что один принесет маленькую бутылочку, а другой — баклажку…

– Количество не имеет никакого значения. Человеку надо набрать столько воды, сколько потребуется в течение года. Хотя значение великой святыни не уменьшится, даже если просто добавить немного в сосуд.

Во многих отдаленных регионах, где в храмах перебои с водой, нет водопровода, люди приходят с уже наполненными — на две трети — бутылками, и священник просто доливает туда освященную воду. Все понимают, что главное — не объем, а смысл праздника.

Все зависит от веры человека: если он относится к воде с благоговением. Опыт показывает, что у тех, кто ссорится у воды, позволяет себе браные слова, вода быстро портится дома — удивительно, но это правда, святыня реагирует на наше внутреннее состояние.

– То есть если малую порцию освященной воды добавить в ёмкость с обычной, свойства переходят?

– Верно. Хотя тут недалеко другое суеверие: мол, можно даже в храм не ходить — в крещенскую ночь вся вода во всех источниках освящается сама собой, можно хоть дома набрать.

С одной стороны, это так — в молитвах мы поём о том, что водная стихия в этот день освящена. Но, с другой стороны, главное — это не вода, а наше участие, молитва. Мы приходим в храм, чтобы прикоснуться к благодати. Набрать святыню из-под крана не получится.

– Какие чудеса приписывают святой воде? Что из этого правда?

– Все описано в молитве, которую читают при освящении воды — мы просим бога, чтобы эта вода изгоняла духовную нечистоту из домов, чтобы помогала мажущимся ею и пьющим её.

Вода должна благотворно влиять на здоровье человека, это некая стихия, аккумулирующая благодать. В некоторых канонических книгах описано, что в период отлучения от причастия человеку советовали пить святую воду — её называли хоть и не равноценной заменой, но своего рода «малым причастием».

Она имеет огромное значение и при окроплении жилища, и при внешнем омовении, и при внутреннем употреблении.

– Бывало, что люди возвращаются жаловаться? Мол, набрали в храме святую воду, пили и окропляли, а все равно все плохо — болезни не отступили, в семье разлад, не сработала вода!

– Да, такое часто бывает. Но мы и не говорим, что вода должна «работать». Это не панацея, не таинственное снадобье от всех болезней. Вода помогает человеку, но главное — внутренние изменения.

Болезнь отступает, если гармонично связаны несколько вещей: бережное отношение к своему организму, регулярная молитва и покаяние, причастие святых тайн, употребление святой воды. Но без человеческих усилий никогда ничего не получится.

Дарья ТЮКОВА

mk.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован