Четверть века капитализма. Жить стало лучше, жить стало веселей. Мнение

Город Урюпинск – это не легенда, а реальный населенный пункт. В следующем году отмечает 400 лет с основания. Полжизни я прожил в нем при социализме, другую в капитализме. Давайте сравним.

За годы после падения СССР в городе многое изменилось. В этом посту я буду говорить только про промышленность, строительство многоквартирных домов и о дорогах. Все остальные стороны жизни оставлю на другие посты (если народу будет интересно).

Почему я начал именно с этих тем, а не с достопримечательностей для туристов? Дело в том, что человеку нужно что-то есть, и где-то жить. А для этого надо работать.

 

Где работать?

“После окончания войны постепенно, с большими трудностями налаживалась мирная жизнь. Предприятия вновь перестроились на выпуск гражданской продукции.
Однако развитие производства сдерживалось недостатком средств и нехваткой кадров.

В первой послевоенной пятилетке (1946-1950 гг.) в Урюпинске был построен небольшой клееварочный завод Техжирпрома, произошла частичная модернизация заводов имени В.И. Ленина и мясоконсервного. На остальных предприятиях сохранялось устаревшее оборудование.”

Обратите внимание: только закончилась война. Очень много мужчин погибло на фронтах. Но уже в первые годы создается и модернизируется производство.

“Всего к 1960 г. в Урюпинске и районе имелось 31 промышленное предприятие. Семилетний план (1959-1965 гг.) был выполнен в целом за 6 лет 8 месяцев.

Крановый завод, мебельная фабрика и рембыткомбинат достигли уровня, намеченного на конец семилетки, уже в 1963 г.”

Тридцать одно промышленное предприятие! Запомните эту цифру.

А теперь вернемся в наши дни.

Посмотрим сверху на мой город. Тут я отметил предприятия.

1. Трикотажная фабрика. В таком виде она была при строительстве. До сих пор держится краска на словах “Миру – мир”. В городе случился “перекос” с женскими рабочими местами и фабрику сделали специально, чтобы женщинам было где работать.

В данный момент находится в тяжелом положении. На их сайте даже объявление о шитье одежды на заказ. Посмотрите сверху на огромные цеха. Даже жилой микрорайон был построен под фабрику. Представьте: в гигантском цеху сидит одна швея и на машинке шьет платьице для детского утренника.

2. ПМК-113. Передвижная механизированная колонна треста “Сельхозводстрой”. В этой организации работал мой отец и тесть. Оба получили квартиры от организации. Простые работяги получили бесплатно двухкомнатные квартиры.

Организация занималась постройкой водопроводов и мелиорацией в нескольких районах области. Сейчас частная лавочка, какие-то мелкие делишки. Владелец заодно владеет рынком. Его сын депутат, “прославился” в пьяной аварии.

3. Территория, где было довольно много организаций, в т.ч. довольно крупное автотранспортное предприятие АК-1207. Сейчас там частные склады, полуразрушенные здания. Ни одно предприятие не выжило.

4. Были сельхоз склады, яйцебаза. Все то, что и с предыдущей территории.

5. Завод “Сельхоззапчасть”. Создан в 1959 г. на базе мастерской по ремонту сельхозмашин, филиал “Ростсельмаша”. Производство было достаточно крупным. Завод умер. Теперь там гостиница, банк, фитнесс-клуб и разруха.

6. “В 1953 г. началась реконструкция завода “Красная звезда”. В 1955 г. здесь был построен экстракционный цех, что позволило производить не только пищевое, но и техническое масло, необходимое для оборонной и химической отраслей. Предприятие получило новое название – маслоэкстракционный завод “Красная звезда” (МЭЗ).

К концу 50-х годов МЭЗ во главе с директором Я.А. Кравцовым превратился в передовое предприятие города. В 1965 г. оно перерабатывало 340 тонн подсолнечника в сутки и являлось одним из лучших в области.”

Сейчас это работающее предприятие. Хозяева не отсюда. Так же хитро сделано и то, что налоги тоже уходят в другое место. Городская казна в пролете. По словам моего одноклассника, работавшего там, большинство оборудования с пятидесятых годов. Новые хозяева выжимают из предприятия все что можно. Насколько его хватит – неизвестно.

7. Нефтебаза. Закрыта.

8. “Вкус знакомый с детства”. Обратите внимание: срок хранения 7 дней. Никакой химии! Завод пиво-безолкогольных напитков умер, даже зданий не осталось. Помянем его химической бурдой!

9. Элеватор. Пока вроде живой. В каком состоянии – не знаю.

10. Крановый завод. Он же Лензавод.
” В 50-е годы завод имени В.И. Ленина начал производство строительных башенных кранов, а в 1964 г. перешел к выпуску их нового типа – КБ-100. Средства механизации, изготовлявшиеся этим предприятием, поставлялись 160 машиностроительным заводам СССР, Кубы и стран Восточной Европы.”

Если посмотреть на официальный сайт завода, там вы увидите такие слова: “Надежность и стабильность!”, “100 лет движения вперед, сохраняя традиции.” Завод живет и работает. Но это фото, сделанное гугловской машиной в 2014 году.

Вот недавнее фото с видеорегистратора. От завода “отвалилось” здание. Теперь там лепят торговый центр. Еще одно полупустое здание с надписью “аренда”. И как-то возникают сомнения о светлом будущем этого предприятия.

11. Кирпичный завод. Даже руины не остались, цыганва растащила.

12. Уже и не вспомню, что там было.

Другая часть города.

1. Хлебзавод. Работает, и это радует.

2. На этом заводе делалось сливочное масло и др. кисломолочные продукты. Умер.

3. Завод ЖБИ. Умер и могилка заросла.

4. ДРСУ. Пока живой. Занимается ремонтом дорог. В капиталистическую эпоху отношения администрации города и района с начальством предприятия не складываются. Поэтому предприятие занимается мелким ремонтом дорог. Асфальт “капитально” кладут из другой области. В грязь, дождь, остывший по дороге больше 100 км.

5. Прицефабрика. Умерла.

Последняя часть карты.

1. Мебельная фабрика. В частных руках, какая-то мышиная возня, с мебелью не связанная.

2. ПАТП. Когда-то это пассажирское автотранспортное предприятие обслуживала весь город, район, межгород, таксопарк. Теперь три ржавых автобуса и убытки. Удивительно, что еще не закрылось совсем.

3. Ремонтные мастерские так и остались ими, но в частных руках и в тоскливом состоянии.

4. Возможно, многим мужчинам попадалась эта этикетка на банке армейской тушенки. Один из самых крупных в области мясокомбинатов. Кормил половину армии. До сих пор помню этот божественный вкус!

Умер. Съедим в память о нем химическое нечто из жестяной банки.

5. Завод ламинированной бумаги. Ныне “Хоупак”. Возможно, единственное светлое пятно на этой мрачной картине. Завод хоть и не расширяется, но модернизирует оборудование, осваивает новую продукцию. Подозреваю, что дело в том, что директор завода работает там еще со времен СССР. Не продал, не прос…ал.

6. Плодово-консервный завод. Частный. То ли рыбу там солят, то ли еще какой-то мелочью занимаются.

Где жить?

Основная масса многоэтажных домов была понастроена в 70-80-х годах. Тем, кто родился не в СССР, трудно принять тот факт, что квартиры в таких домах давали в основном бесплатно.

Чаще всего квартиры предоставляли своим работникам предприятия. Мой отец работал бульдозеристом в ПМК-113. Когда подошла очередь, начальник организации предложил ему свою квартиру, а сам переселился в новый дом, поближе к своим родителям.

Обе квартиры были двухкомнатными. Наша получилась в самом центре города.

Смотрим опять сверху. Красным цветом я отметил дома, построенные при “кровавом коммунистическом режиме”. Голубым – достроенные после развала Союза. Зеленые – “продукты капитализма”.

Те дома, которые потом достроили, довольно долго стояли не законченными. Разницу в цвете кирпича прекрасно видно. Естественно, ни про какую бесплатность жилья уже и речи нет. Дома заселили. Но висящие на фасаде объявления о продаже квартир весели по году-два.

Частные строители большие дома не тянут. Получается нечто такое по количеству квартир. Или меньше.Недавно там проезжал. Баннер уже сняли, но не во всех окнах видна “застарелая” жизнь.

С деньгами у народа туго. Поэтому строительство ведется вяло. Вот 2014 год.

Не идет у нас строительный бизнес.

Дороги.

Тот же “кровавый коммунистический режим” оставил на карте города кроваво-красные полоски асфальтированных дорог. Последние пару лет ознаменовались ремонтом основных улиц в связи с предстоящим ЧМ по футболу и юбилеем города.

Правда, асфальт возили издалека. И одну улицу латали уже через 3 месяца. Как-то в ноябре не пошло сразу нормально уложить. Сколько продержится асфальт – неизвестно. Центр уже разваливается.

Голубой участок – это дорога рядом с гипермаркетом Магнит, построенном на месте цеха мясоконсервного комбината. Магазин видно на фотке с надписью “закрыто навсегда”.

Зеленым цветом обозначены участки улиц с положенным на них асфальтом там, где его никогда не было. Что, вы их не видите? Не переживайте, у Вас не со зрением плохо. Плохо с совестью у “новых хозяев”.

А так строили в СССР. Мост через реку Хопер. Кстати, те достроенные дома, что показаны выше на фотографии, стоят на намывной территории. Туда землеснарядом накачивали песок для строительства насыпи. Раньше было там болото.

И последнее…

Сейчас это здание стоит с выбитыми окнами. Аэропорт. Да, в Урюпинске был аэропорт. И для того, чтобы слетать, скажем в Волгоград, надо было потратить сущие копейки. Это было как автобус, или как поезд, а не как развлечение богатых людей.

В качестве эпилога хотелось бы спросить: вот пережила страна жуткую войну. Восстала из пепла. Каждый послевоенный день был шагом вперед к хорошей жизни. В КАКОЙ войне мы сейчас участвуем? В войне с собственным народом?

Алекс ЮСТАСОВ

fishki.net

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован