«Когда билеты подорожали на два рубля, мы всё прокляли»

Кировский кондуктор о повышении платы за проезд, состоянии автопарка, наглых пассажирах и полных коллегах

Буквально пару дней назад в соцсетях обсуждали случай, когда кировский кондуктор отказалась сдать сдачу со ста рублей пассажиру с собакой. Пару недель назад другой кондуктор вытолкала мужчину из автобуса – женщина была недовольна тем, что пассажир дал ей слишком крупную купюру – 5 тысяч рублей.

Такие новости появляются в СМИ с периодичность в несколько недель, и, наверное, не зря – работа общественного транспорта является одной из самых острых проблем города.

В соцсетях кировчане жалуются, что автобусы ездят слишком редко, водители курят и проезжают остановки, а кондукторы хамят, толкаются и неправильно сдают сдачу.

Чтобы хоть немного прояснить ситуацию, кондуктор кировского «АТП» рассказала журналисту портала Kirovnet.ru о том, как обстоят дела в автопарке, что произошло с ее зарплатой после повышение цены на проезд, и почему в общественном транспорте так много полных кондукторов.

«Надо же как-то выживать»

Я работаю кондуктором в «АТП» почти три года. На последнем месте получала 12 тысяч, а знакомые говорили, что кондукторы зарабатывают около двадцати, вот я и пошла в «АТП».

Со временем стала получать в два раза больше, чем раньше. Но можно и больше зарабатывать – я знаю кондукторов, которым выдают на руки почти 30 тысяч.

Конечно, я могу и в «Глобус» устроиться, но зачем? Там же надо будет целый день под камерами работать, да и зарплата гораздо меньше. Я планирую работать кондуктором до пенсии. Надеюсь, что здоровье позволит.

Многие считают, что в кондукторы идут те, кого больше никуда не берут, но это совсем не так. У нас есть и учителя, и юристы, и медики, которых не устраивает зарплата в своей отрасли.

Например, пришла молодая учительница в школу, какая у нее зарплата – ну, дай бог, 12 тысяч. Работают и педагоги, которые приехали из районов — их в кировские школы не очень охотно берут.

У меня есть знакомая пенсионерка, учитель со стажем, много лет преподавала историю. Приехала в город к детям и устроилась кондуктором – надо же как-то выживать.

«Водители включают музыку, чтобы не уснуть за рулем»

Выезд у меня в 6.30, в «АТП» надо быть около 6 утра. Но до работы нужно еще как-то добраться. У меня в этом плане больших проблем нет – я живу не очень далеко от парка, другие ездят на «развозке».

Некоторые кондукторы встают в 3 часа утра, чтобы на нее успеть. Но и уехать на «развозке» домой не всегда получается. Машина отходит без десяти 10, и водителю плевать, успела кондуктор сдаться или нет, он может уехать без нее. Поэтому девочки часто кооперируются и ездят на такси.

Смена у большинства «автобусников» длится до половины восьмого – восьми. После этого на маршруте остаются только «дежурки». Это одна-две машины. Если дежурный автобус ломается, его, конечно, постараются заменить, но на это нужно время – не меньше часа.

Вот и получается, что интервалы между рейсами по вечерам составляют час-полтора, а то и больше.

«Дежурка» моего рейса заканчивает работу где-то в 11. А на следующий день водителю и кондуктору нужно в 5 утра снова выходить на рейс.

Спят они примерно по 2,5 часа между сменами. Приходят домой в начале первого, чтобы опять встать в половине четвертого.

Пожалуй, одна из главных сложностей нашей работы – то, что надо рано вставать. Я до сих пор не могу к этому привыкнуть. От сонливости водители спасаются с помощью кофе и музыки, которая гремит в салоне, несмотря на недовольство пассажиров. Водители включают ее не для того, чтобы было веселее, а чтобы не уснуть за рулем.

Еще один неприятный момент: когда отстаешь от графика и без остановки едешь на второй круг, нет времени на то, чтобы даже в туалет сбегать, поэтому многие кондукторы болеют циститом.

Другая проблема, с которой сталкиваются многие кондукторы – лишний вес. Обед у нас в три, а домой приходим, если повезет, в девять. В этом промежутке едим пирожки и конфеты, есть салаты в дороге некогда.

После девяти ты приходишь домой, открываешь холодильник и сметаешь все, что там есть. Получается, что не в автопарк берут толстых кондукторов, а кондукторы становятся полными от такой работы.

Ну и «текучка» у нас большая. Первое время мне было очень трудно. Я получала 12 тысяч, ревела и думала: «Зачем я только сюда пришла!». Со временем стало легче.

Ремзона «АТП» забита под завязку

Когда подняли цену на проезд, лично моя зарплата не увеличилась. И автобусов новых тоже не появилось.

Одни из последних машин, которые приходили в «АТП» – красные ЛиАЗы. Их купили около трех лет назад, но они уже ломаются. А замена, например, двигателя может занять 2-3 месяца – его нужно заказать, оплатить, поставить, прикатать в автопарке.

По слухам, к нам идут 100 новых газовых НефАЗов, а еще в прошлом году говорили, что их будет 20. Но они так не дошли, где заплутали – не знаем.

Самые новые автобусы – шесть газовых – появились где-то полтора года назад. Но и они, как рассказывают коллеги, часто ломаются.

Газовая система работает нормально, а вот с колесами часто возникают проблемы. Сами знаете, какие у нас дороги, иногда автобус посреди города буксовать начинает.

Сейчас ремзона «АТП» забита под завязку, там огромная очередь, механики не успевают чинить автобусы. Иногда в ремонте стоят сразу три машины с одного маршрута. И они могут простоять там не один месяц.

В этот период автобусов на маршруте становится меньше, а интервалы в расписании, соответственно, больше. Заменить сломавшиеся машины просто нечем.

Бывает и такое, что прямо во время маршрута автобус ломается, и второй, который едет за ним, тоже встает. Конечно, хотя бы один из них попытаются заменить, но это займет минимум полтора часа.

Вот, например, встал автобус – ну не едет он, хоть реви, хоть плачь, хоть молись. Мы сначала высаживаем пассажиров, потом кондуктор с терминалом едет в парк, сдает выручку. И только тогда после другой автобус может вместо него выехать на маршрут. А «аварийку», которая нас забирает и везет в «АТП», можно ждать и час, и полтора.

Даже новые автобусы часто ломаются, а старые «ПАЗики» вообще ездят только на энтузиазме водителей и механиков.

В «АТП» все «ПАЗики» принадлежат частникам – они покупают старые автобусы и ставят на маршруты. Днем машина ездит, ночью – ремонтируется, и так по кругу.

Это, например – 5, 61, 38, 51,11 маршруты. Они только базируются в «АТП», но работают немного по другим правилам. Я неофициально подрабатываю на «ПАЗике», и меня, возможно, потому что я работаю в «АТП», никогда не просили показать какие-нибудь документы, в билетно-учетные ведомости моя фамилия не вписана. Я ее вношу от руки и могу подписаться хоть Ивановой Марьей Ивановной.

«Давно просим «АТП» решить вопрос с зарплатой»

Отсутствие автобусов вечером вызвано двумя причинами.

Во-первых, после восьми на всех маршрутах работают только «дежурки», а это 1-2 машины.

Во-вторых, многие автобусы к вечеру действительно ломаются и съезжают на ремонт. Есть такие понятия – «первый круг» и «последний круг». В основном «дежуркам» выгодно делать последний круг.

Но если водитель понимает, что он не успевает за месяц «закрыть» необходимое количество смен, и ему за этот выход дополнительно не заплатят, он может сойти с рейса даже из-за небольшой поломки, с которой в принципе мог бы ездить.

Часто пассажиры жалуются и на то, что автобусы проезжают мимо остановки. Эта проблема опять же связана с системой оплаты нашего труда. Бывает, что автобус из-за пробок опаздывает на пять минут и едет по времени задней машины, то есть совсем выбился из своего графика.

Но он может нагнать потерянное время, если не будет останавливаться на 2-3 остановках.

Если автобус, который идет за отстающей машиной, тоже опаздывает, то и он может пролететь мимо остановки. Если мы сильно опоздаем, то потеряем круг и выручку. Когда понимаем, что значительно отстаем от графика, едем дворами на конечную, и начинаем оттуда, то есть на линии опять минус одна машина.

За сход с линии без уважительной причины водители получают большой штраф, можно потерять 10% зарплаты. Если водитель приезжает в «АТП» и говорит, что сломался, механики проверят, так ли это.

Когда жалуется на плохое самочувствие, должен пройти через врача, померять температуру. Нельзя сказать диспетчеру, что ты не поедешь, потому что сегодня день рождения жены – это не прокатит.

Мы давно просим руководство «АТП» решить вопрос с зарплатой. Сейчас у нас сдельно-почасовая оплата.

Если бы установили только почасовую, то не было бы гонок наперегонки с троллейбусниками и пропуска остановок. Мы бы спокойно ездили и возили людей.

Руководство на это не соглашается, мы не понимаем, почему. Если на остановке стоит сто пассажиров, то их все равно увезут – не наш автобус, так другой.

Видимо, руководители «АТП» боятся, что без этих гонок мы будем уступать выручку троллейбусам или автобусам другого автопарка.

«Часа пик» как такового не стало»

Моя зарплата состоит из почасовой оплаты и процента от выручки. На нашем маршруте кондуктор получает около 5% от выручки. На всех маршрутах стоимость часа разная.

Например, на некоторых автобусах есть доплата за большой пассажиропоток. Чем меньше выручки привозит автобус, тем выше процент. То есть идет «уравниловка»: автобусам, которые возят мало пассажиров, повышают процент, чтобы водитель и кондуктор получали нормальную зарплату.

У нас есть своеобразный рейтинг автобусов. Больше всего кондукторы и водители хотят работать на 23 и 1 маршрутах, они собирают самую большую прибыль, 3 и 61 автобусы тоже в плане заработка неплохие.

Замыкает рейтинг 11 маршрут, на котором всем стыдно работать – эти автобусы практически никого не возят. Например, 11 автобус привозит в день по 5-7 тысяч выручки, а самые «прибыльные» – больше 20 тысяч.

В последнее время выручка стала меньше, потому что «часа пик» как такового не стало. Кто-то кооперируется и ездит на такси (стоимость иногда сопоставима), кто-то стал пешком ходить.

В летние месяцы выручка традиционно падает, соответственно, уменьшается зарплата. Мне приходится брать подработку, работать не два дня на два, а три на один.

Честно скажу, когда билеты подорожали на два рубля, кондукторы всё прокляли.

Зарплата не выросла, зато сдавать сдачу стало гораздо сложнее, лично мне мелочи все время не хватает. Уж лучше бы оставались эти 20 рублей, вот правда.

«Если у ребенка нет денег, я закрываю на это глаза»

Я стараюсь не связываться с хамоватыми пассажирами. Знаю: если права, то мне ничего не будет. На меня ни разу не жаловались, хотя много раз обещали. Хотя бывает всякое: однажды какой-то дамочке не понравилась майка кондуктора, и ее сняли с линии.

Был случай, когда сел дядя поддатый и говорит мне: «Я не буду платить, сейчас позвоню в ФСБ, и ты вылетишь с работы». Водитель остановился, открыл дверь и все – «эфэсбешник» испарился.

Зимой были случаи, когда кондукторы высаживали детей на мороз. Не знаю, почему они так поступали – детей с 1 по 4 класс нам высаживать категорически запрещено.

Если у ребенка нет денег, я обычно закрываю на это глаза. Но когда платить не хочет подросток, то могу и попросить выйти. Ведь если зайдет контроль, то он меня с деньги сдерет за безбилетника. Это примерно 1,5 тысячи – то есть смену отработаешь бесплатно.

Я всегда говорю, что на одну наглую пассажирку всегда найдется пять адекватных. Вообще поведение людей в автобус зависит от воспитания. Нормальный человек не будет думать, уступать ли место маме с маленьким ребенком, беременной женщине, старушке.

Кстати, кондукторы просят мам сажать маленьких детей на колени не из жадности: если автобус резко затормозит, ребенок полетит вперед, и не факт, что она успеет его поймать. А отвечать за это будет кондуктор.

kirovnet.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован