6 законов психологии, знание которых изменит вашу жизнь

Представленные феномены помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Эффект Прэтфелла.

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

 

Эффект Пигмалиона.

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, — заключает он.

Парадокс выбора.

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Эффект свидетеля.

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом — толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

 

Spotlight Effect.

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Эффект фокусировки.

Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман

Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.

cluber.com.ua

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован