Мусор не примет земля

trash

Ответственность за реализацию запрета на захоронение перерабатываемых бытовых отходов, который правительство начнет частично вводить с 2017 года, фактически целиком ляжет на коммунальные предприятия.

При этом на начало августа 2016 года ни один регион не утвердил территориальную схему обращения с отходами, притом что работа эта должна быть полностью закончена к 26 сентября.

На совещании в Минприроды 3 августа чиновники напомнили регионам о запрете с 2017 года захоронения перерабатываемых отходов и оценили готовность субъектов РФ к запуску системы управления ими.

“Перечень таких видов отходов устанавливается правительством”,— цитирует Минприроды министра Сергея Донского. По данным издания “Коммерсантъ”, проект постановления правительства об этом на этой неделе должен уйти на согласование в заинтересованные ведомства, а вступить в силу оно должно до конца года.

В Минприроды пояснили, что с 2017 года запрет будет распространяться на шины, металлы, стекло, бумагу, картон, пластик и, вероятнее всего, электротехнику — разработчики документа исходят из того, что мощности для их переработки уже существуют. Документ также будет содержать сроки запретов захоронения и других видов вторичных ресурсов.

“Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, исключая захоронение”,— считают в ведомстве.

По принятым правительством нормативам с 2017 года должно перерабатываться 20% картона и бумаги, 20% шин и покрышек, 30% металлической тары, 15% отходов нефтепродуктов и аккумуляторов, 10% стекла, бутылок из пластмассы и отходов типографий и 5% электроники.

“Нормативы действуют для производителей и импортеров. Ответственность за полный запрет захоронения ложится на коммунальные предприятия”,— говорят в Минприроды, отмечая, что регионы должны были подготовиться.

Однако, как выяснилось на совещании, на 1 августа ни один регион не утвердил территориальную схему обращения с отходами с указанием наличия и планов строительства инфраструктуры.

Хотя все схемы должны быть готовы к 26 сентября, только девять регионов представили их в Росприроднадзор, сообщают в Общественной палате (ОП). Согласованы лишь пять схем: Воронежской, Тюменской и Ростовской областей, ЯНАО и Москвы, остальные либо дорабатываются, либо находятся на рассмотрении.

В десяти регионах успели лишь объявить о проведении конкурса по выбору разработчика, в 11 только готовятся к его проведению, а в трех регионах (в Северной Осетии, Крыму и Севастополе) их еще даже не начали делать.

По мнению главы комиссии ОП РФ по экологии Сергея Чернина, 50 регионов не успеют утвердить документы в срок. Он отмечает низкое качество многих схем, объясняя это нехваткой разработчиков и занижением стоимости разработки на региональных аукционах.

“Зачастую конкурсы выигрывают компании, которые демпингуют, но не всегда имеют опыт, чтобы справиться с задачей. Многое свидетельствует о том, что фундамент будет “кривым”, что приведет к появлению недозагруженных мощностей и потере миллиардов рублей бюджетных средств. Даже концессионные деньги при недозагруженности перерабатывающих предприятий будут компенсироваться из региональных бюджетов”,— считает он.

По словам заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса, в 2016 году планируется запуск раздельного сбора отходов в Республике Алтай, Липецкой, Нижегородской, Белгородской, Волгоградской, Томской, Кировской областях и Татарстане.

Сославшись на экспертные оценки, он сообщил, что за счет этого доля отходов, направляемая на переработку, может вырасти до 25-30% за десять лет. В такой ситуации самым простым способом решения проблемы запрета захоронения, вероятнее всего, станет сжигание, хотя, по данным “Ъ”, его поддержка за счет рынка мощности и высоких коммунальных тарифов для населения (в том числе в Подмосковье) пока не согласована Кремлем.

Непонятно пока, кто и в каком объеме будет финансировать инфраструктуру по переработке отходов, даже несмотря на наличие концессий в некоторых регионах. В июне 2016 года Сергей Донской оценивал необходимость инвестиций в 150 млрд руб. в ближайшие три года, отмечая, что, по данным Росстата, их необходимо в десять раз больше.

При этом оценка суммы поступлений от экосбора, который должен будет уплачиваться в региональные бюджеты компаниями и импортерами, отказавшимися брать ответственность за управление своими отходами, постоянно снижается. Если в июне господин Донской оценивал ее в 6,5 млрд руб. в 2017 году и до 30 млрд руб. позднее, то 3 августа он говорил о “не менее чем 1 млрд руб.”.

“Сумму 30 млрд руб. называли в Минфине, где изначально расценивали экосбор как доходы, тогда как мы его рассматриваем в качестве мотивационного платежа. 1 млрд руб.— это сегодняшняя консервативная оценка нашего департамента экономики”,— пояснили в Минприроды.

Алексей ШАПОВАЛОВ

kommersant.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован