Торговля не хочет нести ответственность за контрафакт

Ритейлеры считают, что отвечать за фальсификат на их полках должны поставщики

kolbasa

Торговые сети считают, что они не должны нести ответственность за некачественные и фальсифицированные товары на полках магазинов. Ее следует полностью возложить на плечи производителей, полагают представители ритейлеров.

До 21 марта Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших игроков отрасли) должна была представить в Роспотребнадзор предложения по пресечению оборота фальсифицированной пищевой продукции, следует из письма главного санитарного врача Анны Поповой в организацию.

Служба готовит проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ответственности за изготовление и (или) оборот фальсифицированной пищевой продукции и хочет учесть предложения торговли при разработке проекта.

Это следует из уведомления о начале разработки документа от 29 апреля на regulation.ru. Как заявили «Известиям» в Роспотребнадзоре, финальный вариант документа еще не готов.

В установленный срок АКОРТ подготовила свои предложения. Речь идет о «разграничении ответственности между участниками производства и обращения пищевой продукции», говорится в письме АКОРТ в службу.

«Применительно к проблеме фальсифицированной пищевой продукции необходимость выделения однозначного субъекта ответственности имеет особое значение, — считают торговые сети. — Поскольку в настоящее время в контексте положений закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» одним из вопросов применения мер является наличие или отсутствие умысла», — добавляют они.

При этом ответственность в сфере безопасности и качества пищевой продукции распространяется на всех участников производства и обращения вне зависимости от их реального влияния на показатели качества и безопасности, а также от степени их вины в совершении правонарушения, говорится в письме.

Поэтому ритейлеры предлагают корректировки КоАПа или закона «О качестве», в которых будет соблюдаться принцип ответственности участников производства в зависимости от их реального влияния на качество и безопасность продукции. То есть ответственность за фальсификат снимается с сетей и возлагается лишь на производителей.

Продавец не может изменить состав продукта, получив его от поставщика в потребительской упаковке, следовательно, наравне с потребителем сети вводятся в заблуждение недобросовестным производителем фальсифицированной продукции, аргументируют свою позицию торговые сети.

То же касается недостоверной информации о пищевой и энергетической ценности продукции — содержании белков, жиров, углеводов, микроэлементов, обогащении витаминами, наименовании и местонахождении производителя, указанных на маркировке продукта.

В Роспотребнадзоре не предоставили оперативный комментарий по предложениям АКОРТ.

Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин поддерживает предложение сетей.

— Попадание фальсифицированной продукции в торговую систему — это прежде всего недостаток работы государственных органов надзора, — сказал он, уточнив, что наказывать ритейлеров стоит только в том случае, если их сговор с производителем доказан.

Напомним, сейчас фальсификат проходит по ст 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов».

Несоответствие техрегламентам обходится юрлицам в 100–300 тыс. рублей; если был причинен вред жизни или здоровью, штрафы возрастают до 300–600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Повторное правонарушение грозит санкциями в 0,7–1 млн рублей с конфискацией предметов правонарушения либо приостановлением деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов нарушения.

Сейчас по этим нормам после проверок Роспотребнадзора отвечают как производители, так и торговые сети. Причем суды по таким делам могут идти по полтора года, рассказывали «Известиям» участники рынка.

Напомним, в 2015 году «Ашан» стал одним из рекордсменов по получению денежных санкций, сеть была оштрафована Роспотребнадзором на 25 млн рублей за ряд нарушений (чужеродные ДНК в мясе, нарушения отдельных правил продажи и др).

В прошлом году самыми яркими историями про фальсификат отличилась молочная отрасль. Там 11% всей продукции не соответствовало стандартам. В некоторых категориях продукции доля фальсификата составляла 50%, говорил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

По данным Росстата, доля некачественной продукции в отдельных товарных категориях превышает 30%, уточняла АКОРТ в своей аналитической записке к ряду законопроектов, направленных на решение проблемы фальсификата в 2015 году.

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев был менее дипломатичным и утверждал, что на полках магазинов — «мусор».

izvestia.ru

Фото с сайта pinterest.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован