Ноль по труду

Российским учителям предложат работать бесплатно?

teachers

Министерство образования и науки разработало проект приказа «Об утверждении особенностей рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих педагогическую деятельность». Документ пока только обсуждается, но уже вызвал в педагогическом сообществе бурю возмущения.

Как известно, педагогическая работа состоит из нормируемой (собственно учебных часов) и ненормируемой частей. Перечень пунктов, из которых складывается вторая часть, чрезвычайно широк.

Есть там, например, проведение родительских собраний, индивидуальная и групповая работа с обучающимися, оздоровительные, воспитательные и другие мероприятия, предусмотренные образовательной программой, в том числе концерты, конкурсы, состязания, спортивные соревнования, тренировочные сборы, экскурсии и другие формы учебной деятельности.

О том, чтобы дополнительно оплачивать педагогу организацию всех этих мероприятий, как это часто происходит сейчас, в новом документе не идет даже речи.

Если проект станет реальностью, то дирекция школы сможет сколько угодно привлекать учителей к зачастую совершенно бессмысленной работе в свободное время. Очевидно, что происходить все это будет в ущерб не только качеству жизни российских учителей, но и отечественного образования.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов рассказал, что получает очень много обращений с критикой министерской инициативы.

По его словам, в приказе есть моменты, которые могут «осчастливить» наших учителей, работников детских садов и школ ненормированным и неоплачиваемым рабочим временем. Парламентарий заявил, что нормативные акты, которые создают хотя бы малейшую угрозу правам работников образования, просто не должны приниматься.

Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, в свою очередь, пояснила, что злополучный проект обсуждался с работниками образования, а в ходе встречи с профсоюзом «Учитель» его участникам были даны исчерпывающие ответы на все их вопросы. Несмотря на «исчерпывающий» характер этих объяснений, участники профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность» на этой неделе провели у здания Минобрнауки пикеты.

– Мы слишком ждали этого приказа, на него возлагались большие надежды, – объясняет «МП» член профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель русского языка Всеволод Луховицкий. – С весны 2015-го мы слышали от Минобрнауки, что вот выйдет прекрасный приказ, который решит все проблемы российских педагогов.

И мы, и представители профсоюза работников высшего образования «Университетская солидарность» много раз беседовали с сотрудниками министерства – нам говорили, мол, да-да, мы все учтем, а в результате, когда проект приказа публикуется, выясняется, что он не только никаких проблем не решает, но еще и создает новые.

И на законное возмущение нам в министерстве отвечают: а почему мы вообще должны были ваши рекомендации учитывать? Это, конечно, вызывает возмущение. Если говорить об основных проблемах российских учителей, на решение которых мы рассчитывали, то их две.

Начнем с того, что многие виды работ учителя вообще никак не учитываются и не оплачиваются. Например, у меня есть мои учебные часы, за которые мне платят зарплату, а есть поездки с детьми в театр или на экскурсию. За них учителю, если это не классный руководитель, ничего не платят – говорят, мол, это ваше личное дело, и занимаетесь вы этим в свое свободное время.

При этом, когда составляется отчет о работе педагога, вам говорят, что внеклассные занятия должны быть в обязательном порядке, куда же без них. Новый приказ Минобрнауки предлагает сделать неоплачиваемыми и те виды работы, за которые раньше платили деньги, – например, дополнительные занятия с детьми.

Существуют школы, где, по договоренности с директором, такие занятия учителям оплачиваются. И это абсолютно правильно. А если подобный приказ окажется принят, то никакая договоренность с директором уже не сработает: он скажет, что это часть нашей обычной работы.

Абсолютно бесплатно нам предлагается заниматься и организацией каких-то концертов и конкурсов в ущерб настоящей своей работе – тому, чтобы учить детей. Другая проблема заключается в том, что до сих пор еще сохранились школы, в которых педагогов заставляют отсиживать все 36 рабочих часов, вне зависимости от того, есть у него в этот день уроки или нет.

Мы много раз пытались добиться от Минобрнауки запрета подобной практики, но все остается на уровне рекомендательных писем.

Принятие нормы о том, что учитель не обязан находиться в здании школы, если у него нет занятий, необходимо потому, что в кризис число рабочих мест и зарплаты педагогов уже начали сокращаться, и многие ищут подработку на стороне.

Некоторые, особенно в регионах, вынуждены работать на 1,5 – 2 ставки в разных учебных заведениях для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

По опросам, проведенным профсоюзом «Учитель», средняя рабочая неделя российского педагога и так составляет 50 – 70 часов вместо законных 36, причем значительная часть этого времени не оплачивается.

Принятие же приказа фактически закрепит использование учителей в качестве бесплатной рабсилы. Из-за большого количества переработок учитель вынужден снижать время на подготовку к урокам, на чтение специализированной литературы, что отражается на качестве образования.

И преподаватели вузов жалуются, что часть их времени уходит на неучитываемую и неоплачиваемую работу (например, прием академических задолженностей). В тексте проекта приказа проблема регулирования их рабочего времени вообще никак не упомянута.

В Минобрнауки утверждают, что проект приказа только приводит в соответствие с федеральным законом «Об образовании» действующий документ ведомства и не вносит никаких изменений в ранее закрепленные нормы.

В министерство поступают сигналы о «перегибах» со стороны руководства отдельных школ в плане выстраивания рабочего времени, но массового характера они не носят. Услышат ли чиновники в конце концов предложения педагогов о том, как организовать рабочий процесс, чтобы и на работу с детьми находилось время, и учитель при этом не страдал от голода?

Сами педагоги не слишком на это надеются.

mospravda.ru

Фото с сайта sntat.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован