Плата за молчание

Операторы связи придумали, как взимать плату даже с тех, кто вообще никуда не звонил

pay_for_nothing

Абоненты мобильной связи жалуются на то, что компании-операторы научились брать с них деньги за неоказанные услуги. Крупнейшие операторы сотовой связи (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2) взимают плату за… неиспользование платных услуг в течение определенного времени (от 3 месяцев до года). А клиенты «Мегафона» недавно обратили внимание на то, что с них берут деньги даже за неудавшиеся исходящие вызовы.

Если вызываемый абонент не смог по какой-то причине взять трубку, был занят или недоступен, то со счета звонившего списывается сумма, аналогичная стоимости одной минуты телефонного разговора.

Средства списываются, если у вызываемого абонента была подключена функция голосовой почты, так что клиенты «Мегафона» начали шутить на тему того, что с них берут деньги за прослушивание фразы «Можете оставить сообщение после гудка». Вскоре, однако, выяснилось, что даже если успеть повесить трубку до того, как эти слова прозвучат, средства со счета все равно снимут.

– Заявления о том, что «Мегафон» берет деньги со своих клиентов за прослушивание сообщения голосовой почты, не соответствуют действительности, – пояснила «МП» представитель компании «Мегафон» Екатерина Батманова. – Плата взимается не за это, а за осуществление соединения между або-нентами разных сетей.

В связи с тем, что некоторые операторы используют подобную тарификацию в своей сети, мы вынуждены сделать то же самое, так как несем дополнительные расходы из-за интернеконнекта (так называется расчет между операторами-партнерами за осуществление соединения между абонентами разных сетей. – Р. К.).

Фактически это просто уравнивание расчетов между операторами. Абонентов Мегафона эта инициатива практически не коснется, так как большинство из них пользуются безлимитными или пакетными тарифами (со включенным пакетом минут), т. е. каждая минута отдельно у них не тарифицируется.

Если раньше плата начинала взиматься одновременно с началом сообщения голосовой почты, то теперь с четвертой секунды фактического соединения, на что и обратили внимание наши абоненты. Деньги за неотвеченный вызов при звонке одного абонента «Мегафона» другому не взимаются.

В ноябре прошлого года уже обсуждалась новость о том, что МТС и Tele2 списывают средства со своих абонентов за звонки на недоступные номера с подключенной голосовой почтой. Тогда обе компании быстро заявили, что они делали это ненамеренно, и у них просто произошел технический сбой.

– МТС не взимает платы со звонящего в случае, если соединение с вызываемым абонентом не было установлено, информируя о том, что вызываемый абонент недоступен, – рассказал пресс-секретарь компании «МТС» Дмитрий Солодовников. – Тарификация происходит только в том случае, если у абонента, которому звонят, подключена услуга голосовой почты, это сделано для того, чтобы звонящий абонент мог оставить сообщение. Услугу голосовой почты подключает лишь часть нашей абонентской базы.

В «Вымпелкоме» опровергли информацию о том, что берут деньги с абонентов за неотвеченные вызовы.

– В этом случае мы не осуществляем тарификацию как своих абонентов, так и клиентов других операторов связи, – сообщили «МП» в пресс-службе компа-нии. – И мы не тарифицируем само сообщение о недоступности вызываемого абонента. Сейчас наши специалисты проводят тесты по выявленной про-блеме тарификации у других операторов.

Так или иначе, по мнению многих пользователей и экспертов, взимание платы за сотовый «воздух» не является правомерным.

– Все эти заявления про интернеконнект – не более чем отговорка, – считает известный айтишник Владимир Корвацкий. – Деньги, согласно российскому законодательству, берутся за предоставленную услугу, в данном же случае никакой услуги оказано не было.

Просто сначала один оператор сотовой связи ввел платежи за прослушивание голосового сообщения, потом второй, третий… Законным это такую «обдираловку» не сделало. Если ФАС или Роспотребнадзор займутся крупнейшими нашими операторами связи, то всем им несдобровать.

Для того чтобы вашим читателям стала еще более понятной нелепость заявлений про интернеконнект, приведу наглядный пример. Допустим, я заказал такси, по дороге оно попало в аварию. От меня требуют заплатить, как если бы я добрался до пункта назначения.

Но ведь я же не доехал! Услуга не была должным образом оказана. Надеюсь, что неправомерной практикой операторов связи в ближайшее время займутся государственные органы, которые в кризис должны защищать права потребителей еще более активно.

Взимание платы за неосуществленный вызов уже раскритиковали в Минкомсвязи. Как разъяснил представитель ведомства Михаил Быковский, плата может взиматься операторами только в случае, если вызываемый абонент подключал дополнительные услуги вроде голосовой почты или автоответчика.

Взимание платы за прослушивание фразы «абонент недоступен», по словам Быковского, не предусмотрено правилами оказания услуг связи, так как факт соединения не состоялся и абонент не взял трубку.

Не совсем понятно, правда, почему с точки зрения представителя Минкомсвязи, правомерно взимать с людей деньги за прослушивание фразы «оставьте сообщение в голосовой почте». Ведь в данном случае предложенной услугой звонивший тоже не воспользовался, никаких сообщений не оставлял, а повесил трубку посередине этой фразы либо по ее окончании.

Логика взимания платежа за неоказанную услугу напоминает то, как если бы в продуктовом магазине в ответ на вопрос «Есть ли у вас колбаса?», продавец выдавал бы что-то вроде: «Нет, с вас 20 рублей». А что, он ведь тоже проинформировал покупателя в свое рабочее время о том, что колбаса в магазине отсутствует, мог бы этого не делать, а просто промолчать.

Интересно, что это не единственный способ, когда монстры мобильной связи взимают деньги с клиентов под крайне сомнительным предлогом. Например, все крупнейшие сотовые операторы начинают брать плату со своих абонентов, если те на протяжении определенного времени (от 3 месяцев до года) не использовали никаких платных услуг.

Платить оператору связи фактически приходится за то, что ты слишком долго ему ничего не платил!

– Если абонент «молчит» уже 45 дней, то с высокой долей вероятности он перестал пользоваться сим-картой, – отметила Екатерина Батманова. – Для нас важнее оперировать реальным количеством активных абонентов, а не «раздувать» абонентскую базу. Абоненты, которые «замолчали» на 45 дней и больше, могут не волноваться за сохранность номера – он будет числиться за клиентом еще три месяца.

Его можно восстановить и позже – по письменному обращению в салоны связи. После 45-го дня молчания со счета клиента начинают списываться средства в размере 15 рублей в сутки до обнуления баланса.

Как сообщили в МТС, если человек в течение 183 дней не пользуется платными услугами этого оператора, тот переводит абонента на тариф «Базовый» с ежедневной платой в размере 3,3 рубля. В «Вымпелкоме» комментировать эту тему отказались.

Неудивительно, что петиция против такого метода обогащения сотовых компаний уже набрала на популярном сайте Change.org более 92000 подписей. По мнению авторов обращения, взимание этой платы не только незаконно юридически, но и аморально, ведь люди не используют никаких платных услуг именно из соображений экономии.

Например, пожилые люди в удаленных деревнях вклю-чают мобильные телефоны только на прием как раз для того, чтобы не тратить денег, но сотовые операторы все равно нашли способ, как собрать с них «мзду».

– Здесь с каждым конкретным случаем надо серьезно разбираться, чтобы понять, есть ли в нем нарушение прав потребителей, – высказал «МП» свою точку зрения глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, – но в целом можно сказать, что в нашей стране уникальное законодательство в области услуг связи.

В нашем законе «О связи» допущен серьезный крен в сторону защиты сотовых операторов, а абонента он делает абсолютно бесправным. Дело в том, что обо всех изменениях тарифов и новых условиях оператор по закону обязан уведомлять абонента путем публикации в СМИ.

В качестве таких СМИ они зарегистрировали собственные сайты, и где-то там на внутренней странице, которую вы никогда в жизни не найдете, если не знаете, где искать, размещают информацию о том, что такие-то услуги стали платными.

Формально закон соблюден, в реальности же абонент не имеет возможности об этом узнать, если не сделает 20 кликов от главной страницы. При начальном заключении контракта абоненту обе-щают отдельные услуги (ту же голосовую почту, например) сделать бесплатными.

Большинство клиентов на это соглашаются. О том, что оператор внес в договор выгодные для себя изменения, люди зачастую просто не узнают: с них списывают ежемесячно незначи-тельные суммы: 10, 20, 50 рублей, на это затруднительно обратить внимание. Конечно, это абсолютно недобросовестно.

Однако, по мнению правозащитника, серьезно поменять что-то в этой области можно, только изменив федеральное законодательство. А пока никаких инициатив на тему защиты потребителей услуг сотовой связи от наших депутатов не поступало.

old.mospravda.ru

Фото с сайта businesspskov.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован