Числительный знаменатель

Кто ловит рыбку в мутной коммунальной воде?

jkkh

НП «ЖКХ Контроль» обнародовало результаты рейтинга проблем в сфере ЖКХ в 2015 году, которые волновали россиян более всего. Лидером здесь стала непрозрачность начисления платы за ЖКУ.

Эта непрозрачность наблюдается уже не один год. Мое мнение ­ потому, что она отчасти выгодна самим коммунальщикам, которые очень настойчиво и профессионально лоббируют собственные интересы.

Не спорю: ЖКХ – штука сложная и даже коварная. Особенно в условиях российского климата, резкого перепада температур. Одно только то, что наши дома надо топить семь месяцев в году, чтобы мы все не перемерзли, создает широкий спектр задач. А страна у нас большая.

Специалисты подсчитали: протяженность коммунальных сетей в России составляет 550 (!) тысяч километров, что значительно больше, чем расстояние от Земли до Луны. И про эти сети мы уже не один десяток лет слышим, что они изношены.

На мой взгляд, с этого и надо начинать, говоря о тарифах и плате за ЖКУ. Ведь плохие сети ­ это потери воды, тепла. А ущерб надо возмещать ­ как правило, за счет конечного потребителя.

Рядовой гражданин редко может без проблем ориентироваться в море цифр объемов воды, пара и электричества. Зато поднаторевшие коммунальщики быстренько занимают позицию знаменателя (делителя) в дроби и быстренько распоряжаются делимым числительным ­ собранными с потребителя деньгами.

Некоторые эксперты считают, что в коммунальные сети надо вкладывать бюджетные деньги. Плохого от подобного инвестирования не будет, потому что это вливания в реальную экономику ­ производство тех же труб, необходимой техники и прочего, что, в свою очередь, увеличивает число рабочих мест со стабильной зарплатой, формирует достаточно высокий покупательный спрос. Экономике такие явления только на здоровье.

Но мы предпочитаем сваливать все больше коммунальных проблем на плечи отдельно взятого гражданина. Однако рядовой россиянин, хоть всю зарплату отдаст, не сможет покрыть расходов на интенсивную замену изношенных коммуникаций: это слишком (на несколько порядков) разные суммы. Мы и в квартире­-то не всегда финансово готовы поменять три­-четыре трубы, а уж о более крупных сетях и речи нет.

Тем не менее на нас, потребителях, сейчас и капремонт. Это пока еще новшество, но по стране уже идут жалобы от жильцов на то, что после капремонта в доме все стало еще хуже. То есть нашими деньгами распорядились именно так, а не иначе: привлекли к работе фирмы, которые не обеспечивают качества услуг. Значит, деньги – буквально на ветер. А следующего капитального ремонта многие жильцы в силу возраста уже вряд ли дождутся.

Что касается платы за воду, то здесь тоже недовольных хватает. Ценами возмущаются и те, у кого есть счетчики, и те, кто пока живет без них. Сейчас тем, кто не установил приборы учета воды, грозят утроенным тарифом. Хотя сами же коммунальщики пропагандировали: по тарифу мы все переплачиваем.

А теперь будем переплачивать еще больше? В связи с этим вопрос: куда будут деваться эти деньги? Иногда выясняется, что некоторые управляющие компании, собрав плату с жильцов, не спешат отдать положенное поставщикам ресурсов и копят долги перед ними.

Да что там глобальные вопросы! В прошлом году «Московская правда» писала о том, как разные инстанции отвечают на письменные заявления по поводу начислений за ЖКУ. Как правило, ответы начинаются с нудного перечисления федеральных и городских законов. Потом сообщают, что все начислено по закону, и предлагают если что, обращаться за дополнительной информацией. Зачем нам дополнительно обращаться, мы ведь уже спросили?!

На днях в какой­-то телепередаче озвучивали сообщение потребителя. Дескать, мы уже и счетчик тепла поставили такой, который распечатки делает почасовые, и все остальные бумаги в суд представили, но тот ни в какую не признает, что правда за нами, что мы за тепло переплачиваем.

Рядовому гражданину сложно выигрывать в суде, ведь в штате коммунальщиков ­ юристы, которые знают лазейки, позволяющие обойти в судебных разбирательствах жильцов­правдоискателей.

Многие потребители действительно не понимают, за что они платят, почему растут цены, а качество услуг при этом не меняется, ­ это мнение исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой. ­ Особенно остро стоит проблема начислений за отопление. Это самая затратная и самая запутанная статья расходов.

Много, по мнению специалистов, вопросов россияне задают о начислениях платы на общедомовые нужды, раскрытии информации управляющими организациями. Региональные комиссии, которые устанавливают тарифы на энергоносители, тоже не стремятся подробно рассказать о механизме такого формирования.

По моему мнению, как и двадцать лет назад, люди не понимают, откуда берутся размеры тарифов, объемы потребленного, почему они должны платить именно такую сумму, а не меньшую, ­ комментирует «МП» ситуацию председатель правления Международной конфедерации обществ потреби-телей Дмитрий Янин.

– Чтобы исправить положение, надо делать независимой государственную жилищную инспекцию. Сейчас она функционирует при Минстрое, объективная задача которого ­ защищать отрасль. Надзор должен быть независимым от компаний, работающих на данном рынке, от чиновников, которые формируют условия для деятельности таких компаний.

А сегодня специалисты предлагают нам, жильцам, все же не быть пассивными и требовать с управляющих компаний как можно больше информации в письменном виде. Вам кажется завышенной сумма расходов на общедомовые нужды? Требуйте разъяснений, откуда такие объемы воды в вашей платежке! Требуйте ответа с раскладкой механизма – как вам это посчитали. По закону вам обязаны все это предоставить.

Кроме того, стоит следить за тем, насколько управляющие компании соблюдают лицензионные требования к раскрытию информации. Если вы считаете, что информации на сайте слишком мало, то жилинспекция по вашему обращению проведет проверку. Обнаружится нарушение ­ будет крупный штраф.

Управляющая компания обязана предоставить вам любую информацию по управлению домом, ­ отвечает на вопрос нашей газеты юрист, специалист в области защиты прав потребителей Мария Свиридова.

– Это касается и данных общедомовых приборов учета, и тарифов, и расчетных формул. Сложнее узнать, как формируются региональные тарифы. И здесь, по моему мнению, зачастую играют роль человеческий фактор, использование служебного положения.

Власти страны в последнее время стали несколько ограничивать аппетиты монополистов ­ как минимум до уровня инфляции. Есть прогнозы, что в 2016 году тарифы вырастут на 7 ­-11 процентов. Но пенсии-­то повышают на 4 процента! И зарплаты ввиду сложной экономической ситуации у большинства граждан не растут, если не падают. Тот самый знаменатель, который делит, помнит ли об этом?

old.mospravda.ru

Карикатура с сайта caricatura.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован