Средние умы. Школьное образование в России отстало от мирового уровня как минимум на 10 лет

1 июня выпускники школ и абитуриенты по всей России сдали ЕГЭ по математике базового уровня.

school_1

Напомним, разделить экзамен по этому предмету на базовый и профильный уровни решено было в прошлом году: слишком уж большим был разрыв между количеством баллов, необходимых для «пятерки» или «четверки», и результатами большинства выпускников школ, которым математика для поступления в вузы не нужна.

Между тем самая лучшая в мире система обучения по точным наукам – в Сингапуре. К таким выводам пришли в мае исследователи Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В рейтинге школьного образования ОЭСР наша страна заняла только 34-е место из 76. Эксперты отмечают, что самые серьезные проблемы связаны со старшеклассниками – российские подростки в массе своей не умеют применять знания на практике, рассуждать и делать выводы.

school

Глобальный рейтинг, составленный ОЭСР в середине мая, выявил преимущества азиатской системы школьного обучения. Первое место в нем занял Сингапур, второе место – Гонконг. Затем идут Южная Корея, Япония и Тайвань. И вслед за ними на шестом месте оказалась Финляндия – лучшая среди европейских стран.

Россия к пьедесталу почета даже не подступилась, заняв лишь 34-е место из 76 участников.

Азиатские страны возглавляют рейтинги образования OЭСР с начала наступившего тысячелетия. В 2001 году первое и второе места в рейтинге заняли Япония и Корея, а Россия тогда была на скромном 22-м месте из 31-го.

В азиатских странах другая позиция учителя, заметила «НИ» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Там педагог – организатор реальной, активной, творческой работы на уроке. Причем, как правило, работает учитель в малых группах.

Он соучастник образовательного процесса, а не сторонний наблюдатель. Это человек, идущий в ногу со временем, не боящийся перемен. У нас же педагоги возрастные, которые учились в предыдущую эпоху и опасаются любых изменений», – подчеркнула собеседница «НИ».

Показатель России был бы еще ниже, если бы учитывался только уровень старшеклассников, считает Ирина Абанкина.

«Аккумулировать знания из разных предметных областей, решать задачи, требующие рассуждения и понимания, применять полученные знания на практике оказывается не под силу нашим ученикам.

Мы сохранили и укрепили лучшие традиции советской школы, но она не адекватна современным реалиям. А вот начальной школой можно гордиться, результаты там довольно высокие», – добавила «НИ» эксперт.

С 2010 года в школах начали активно переходить на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Стандарты вызвали множество споров, но по истечении времени учителя отмечают больше положительных моментов.

«Для детей занятия стали более интересными и занимательными. Теперь они могут вести диалоги между собой, доказывать свое мнение, сами ставят цель и задачи в начале урока, – поделилась с «НИ» результатом своей работы учитель начальных классов столичной школы №2070 Оксана Фефелова.

– Появилось и такое новшество, как проекты, которые дети готовят дома, а потом в классе его защищают. Погружение в предмет может проходить в течение нескольких дней-недель в школе по определенному разделу или тематике».

Теперь учитель – это координатор, модератор действий учеников, отметила Ольга Иванова, учитель начальных классов одной из школ города Ефремова Тульской области.

«Педагог в начале урока ставит проблему, задает основной вопрос, ответ на который школьники ищут сами. Они друг другу объясняют, доказывают что-то, предлагают каждый свои варианты и вместе приходят к верному ответу. Учитель лишь направляет», – отметила «НИ» Ольга Иванова.

К примеру, теперь в начальной школе собирают электрические цепи, делают шоколадное печенье, конструируют из бумаги крепостные стены и башни и изготавливают модели детской обуви.

«Все проекты, которые они выполняют за четыре года, ориентированы исключительно на то, где это можно применить в жизни. Например, тема «Математика вокруг нас». Дети отвечают на вопрос, зачем она нужна, почему без нее не обойтись», – поделилась с «НИ» Ольга Иванова.

Но, по словам Оксаны Фефеловой, пока дети усваивают новые правила явно проще, чем педагоги: «Новому поколению очень близки новые стандарты, а вот некоторым учителям с большим стажем все-таки трудно переключиться на такое обучение».

Российскому школьному образованию нужно обновление кадров, поскольку учителей, идущих в ногу со временем, мало, отметила «НИ» Ирина Абанкина.

«У нас нет современных методик в основной школе, педагогических технологий, которые бы помогали не только знания по предмету держать на уровне, но и развивать детей в процессе обучения», – добавила «НИ» эксперт.

Если нынешние пятиклассники подают большие надежды, то о старшеклассниках и выпускниках этого года такого сказать нельзя, заявил «НИ» директор Центра образования №109 в Москве Евгений Ямбург.

«Старшеклассники по-прежнему не умеют применять знания на практике, не понимают, как правильно работать с информацией. А в этом им должен помогать учитель.

К сожалению, в один момент обновить педагогический состав не получится. Нужно ведь еще начать с подготовки в педвузах и повысить престиж профессии, чтобы привлекать молодые кадры в школу», – добавил собеседник «НИ».

На днях преподаватель информатики Андрей Сиденко из Подмосковья вошел в десятку самых влиятельных учителей в мире. Рейтинг был составлен американским профессиональным сообществом Connect Learning Today.

Андрей Сиденко (который, к слову, носит титул «Учителя года-2013»), преподает в средней школе №29 в Мытищах, тогда как остальные участники списка работают в США и в Великобритании.

При составлении рейтинга были учтены такие параметры, как цитируемость в Интернете интервью и статей самого педагога, а также ссылки на него от коллег.

«Сейчас детей не оторвать от гаджетов. А Андрей Сиденко и не пытается это делать, а наоборот, вовлекает все имеющееся оборудование в процесс обучения.

Результат налицо – дети с удовольствием занимаются, преподаватель становится одним из лучших в мире. Но заставить более миллиона педагогов в один миг начать работать, как он, не получится», – подчеркнул «НИ» Евгений Ямбург.

Пока же получение знаний в старшей школе сводится к натаскиванию и зазубриванию параграфов, решению задач по строго отработанной схеме.

Единственный случай, когда многие полученные в школе знания могут пригодиться, – сдача ЕГЭ, убеждены старшеклассники.

«Мое желание стать химиком загубили напрочь. Никакого развития в школе, а только решение тестов и заполнение бланков от занятия к занятию. Мы даже опытов никаких не проводили. Такая же ситуация и с основными предметами – исключительно решение вариантов ЕГЭ», – поделился с «НИ» выпускник школы из Тулы.

Одна из причин, по которой реформирование образования вызывает сложности, – в том, что средняя доля расходов на образование в России составляет 2,1% от ВВП, тогда как в других странах – членах ОЭСР этот показатель 3,9%, уточнила «НИ» Ирина Абанкина.

«Финансирование с каждым годом все меньше, а невероятных результатов требуют все чаще. И это при том, что даже в крупных городах детям остается мечтать о планшете на каждого или другом современном оборудовании. О регионах, сельских школах даже говорить не приходится», – согласился Евгений Ямбург.

Как у них

Школы Германии ругают за негибкость

Немецкая система школьного образования нуждается в модернизации. Об этом на протяжении двух последних десятилетий свидетельствуют не только данные соцопросов, но и результаты регулярного сравнительного исследования PISA (Programme for International Student Assessment, или «Международная программа оценки студентов»).

Оно однозначно говорит о том, что немецкие школьники по уровню знаний и навыкам уступают ровесникам из большинства развитых стран Запада.

Главный изъян немецкой системы образования – ее негибкость. Все школы, независимо от уровня и категории, обязаны строго следовать программам обучения, разработанным государственными чиновниками.

При этом в каждой из шестнадцати федеральных земель программа своя, и при переезде из одной федеральной земли в другую детям бывает крайне сложно приспособиться к новым требованиям.

Экономисты в свою очередь считают, что немецкие дети учатся слишком долго, слишком поздно заканчивают и школу, и университет.

Примечательно, что большинство учителей в Германии имеют статус государственного чиновника, который по немецким законам вообще не может быть уволен, как бы плохо ни работал. Однако невозможность избавиться от бездарного и слабого педагога неминуемо приводит к снижению качества всего школьного обучения.

Одна из главных проблем немецкой школы, по мнению и родителей, и социологов, состоит в том, что в Германии очень рано (уже к четвертому классу начальной школы) происходит разделение детей на «перспективных» и всех остальных.

Только тот, кто, по субъективному мнению учителя, будет способен учиться в университете, имеет право идти в гимназию. Иными словами, уже в 10 лет предопределяется вся судьба человека.

Специалисты же считают, что правильно определить интеллектуальные способности ребенка в таком возрасте очень трудно, ошибки более чем возможны.

Родители и педагоги давно требуют проводить «селекцию» учеников после шестого или даже после девятого класса, но неповоротливая машина немецкого школьного образования с мертвой точки не сдвигается.

К тому же, по оценке профсоюза немецких учителей, в большинстве федеральных земель Германии у детей из верхних социальных слоев по-прежнему несоизмеримо больше шансов продолжить обучение после начальной школы в гимназии, чем у их столь же одаренных сверстников из малообеспеченных семей или семей мигрантов.

Этот вывод также подтверждается данными исследования PISA: ни в одной другой благополучной демократической стране нет такой прямой зависимости между успеваемостью школьника и уровнем образования его родителей. То есть социальный статус в Германии фактически в большинстве случаев передается по наследству.

Удивительно, что в немецких школах вообще отсутствует такой предмет, как литература. За годы обучения школьники практически не знакомятся ни с книгами немецких классиков, ни с наследием мировой литературы.

Зато надо отдать должное уровню преподавания иностранных языков: после окончания школы ребята, как правило, владеют английским или французским практически свободно.

newizv.ru

One Response to "Средние умы. Школьное образование в России отстало от мирового уровня как минимум на 10 лет"

  1. нигилист   2015-06-02 at 18:03

    С начала уронили до самой низкой точки престиж профессии учителя, большинство выпускников ринулись в юристы и экономисты. С тех пор прошло более 20 лет, выросло поколение, выучились детки, стали юристами, а по скольку у них интеллект на высоком уровне, они сочиняют юридические ловушки “для лохов” т.е. для нас с вами. Не отстают и детки, ставшие экономистами, поднаторели на “притирании” ушей нам грешным. Рассказывают нам как мы хорошо живем при рыночной экономике. Но вот учить детей стало не кому по причине низкой зарплаты в системе образования. Учителя в основном работают на полторы ставки. Поскольку при работе на ставку есть нечего, а на две некогда. Убрали из программы некоторые предметы, знакомство с которыми делает человека образованным. Пример астрономия.
    Замахнулись на точные науки. Но ведь знание точных наук определяет не только уровень промышленного развития, но и обороноспособность. Суверенитет страны по большому счету зависит от уровня образования ее граждан.

    Ответить

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован