Как праздновали Рождество в России

Семья, чей дом выбирают для празднования Рождества, должна быть богатой и гостеприимной. Задолго до Васильева дня хозяйка такого “назначенного” дома наносит визиты всем родным и друзьям, приглашая молодых и старых – каждого будущего гостя она называет по имени и обращается к каждому с почтительной речью: ее слова передаются из поколения в поколение.

card

На следующий день те же дома посещает нянюшка (“бабка-позыватка”): ей поручается пригласить молодых девушек. Появление нянюшки с этой “посольской миссией” хозяева неизменно встречают громкими радостными восклицаниями, и оказывают ей всевозможные знаки уважения.

Передавая приглашение, она называет каждую девицу по имени, и указывает, где она живет; после этого хозяйка дома, приготовив для нянюшки чарку вина, пытается вызнать у нее имена других приглашенных, затем тех, кого решили не звать, и, наконец, имена парней и девушек, объявленных “сужеными”.

Этот последний вопрос касается самого интересного обычая, связанного с рождественскими торжествами. Издревле существует правило, согласно которому хозяйка “назначенного” дома выбирает для каждой приглашенной девушки кавалера, которого называют “суженым”. В общении с барышней он обладает большими правами, чем все другие молодые люди, но одновременно обязан развлекать только ее.

Такие пары называют “сужеными”, и хозяйка дома должна проявить немалую предусмотрительность при их выборе – ведь любое ее решение в таких делах должно беспрекословно выполняться не только самими парнями и девушками, но и их родителями.

Первый праздничный вечер в назначенном доме посвящается приему “красных девиц”. С наступлением темноты возле “назначенных” домов можно видеть толпы крестьян, собравшихся, чтобы посмотреть на гостей, посудачить о том, хорош ли у них эскорт, и с каким почетом их принимают. В дом гостеприимной хозяйки каждую девицу сопровождает длинный санный поезд. В первых санях располагаются мать и дочь, а в ногах у барышни сидит любимая компаньонка – обычно бедная девушка низшего сословия.

Вторые сани предназначены для горничных: они везут ларцы с драгоценностями, всяческие сладости и пирожки, – они всегда должны быть наготове для “красной девицы” – и подарки для прислуги хозяев, к которым они едут в гости. За ними следуют друзья, родственники и слуги – чем в большем числе, тем лучше, поскольку длина санного поезда свидетельствует о почете и уважении, которое гости оказывают хозяевам. Во главе каждого кортежа, когда он подъезжает к дому, становится бабка-позыватка – главный “церемониймейстер” семьи.

По прибытии гости не сразу выходят из саней: среди хлопанья бичей, позвякивания колокольчиков, гомона и выкриков сотен собравшихся на улице зрителей они ждут хозяина с хозяйкой – те, получив известие о приезде гостей, выходят, чтобы встретить их у ворот. Церемония сопровождается многочисленными поклонами и приветственными жестами – но все это делается молча.

Начать разговор можно только после того, как гости и хозяева вместе входят во двор. После этого гостей ведут в дом, где, помолившись перед образами, обменявшись приветствиями с соседями и другими присутствующими и выполнив весь положенный по обычаю церемониал, новоприбывшие рассаживаются.

Девушки, собравшиеся в доме, даже если прежде они никогда друг друга не видели, немедленно “дружатся” и называют друг друга “подруженьками”; хозяин и хозяйка, а также вся домашняя прислуга обращаются к ним “красна девица”. В первый вечер они придумывают различные игры и затеи на следующий день, а также загадывают загадки, которых в России великое множество; в народе разгадывать загадки – одно из любимых развлечений.

Когда наступает время отходить ко сну, девушек ведут в большую комнату с расстеленными на полу перинами – на них “подруженьки” проводят ночь; по обычаю до конца праздника они должны находиться вместе.

На следующее утро весь город или деревня с рассвета гудит как улей; все обмениваются слухами о событиях предыдущего вечера. В “назначенных домах” царят суета и переполох. Нянюшки встают с петухами, чтобы приготовить “красным девицам” утренний напиток – смесь вина, пива и меда с пряностями, Поскольку остальные слуги тоже прикладываются к нему без ограничений, – в этот день им такое разрешается – им уже непросто должным образом исполнять поручения, которые в изобилии дает им хозяйка.

Только самих “красных девиц” никто не беспокоит, пока колокол не зазвонит к обедне. Заслышав его, хозяйка – прежде она не должна их будить – появляется на пороге комнаты и громко провозглашает: “Пора, пора, красные девицы, вставать! Ваши суженые давным-давно встали; три овина обмолотили; на двух базарах побывали; трех свиней продали; на вороных конях проезжали; своих суженых искали. Вставайте, вставайте! Расскажите, что снилось, что во сне виделось?”

Ответы на этот вопрос выслушиваются с большим вниманием: считается, что сны, которые видят “красны девицы” на рождественские праздники, полны глубокого смысла. О них рассказывают в каждом деревенском доме, после чего хозяйка зовет бабушку-толковательницу, чтобы та четко объяснила – что же привиделось девушкам во сне.

Подается завтрак; затем начинаются игры и забавы, но они обычно проходят вяло – ведь приближается время появления суженых, и девушкам, конечно, небезразлично, кого подобрали им в пару. В назначенный час двери распахиваются, и входит многочисленная процессия. Хозяин и хозяйка представляют девицам парней, которых им выбрали в кавалеры, и которые теперь будут их “заводилами” во всех игрищах.

Вечером второго дня собираются остальные гости. Хозяин встречает их у ворот, хозяйка ожидает в дверях, а девицы – в сенях. После многочисленных приветствий и поклонов гостей рассаживают в большой зале – впрочем, место каждому выбирают весьма тщательно.

Тех, кому хозяева оказывают особый почет, сажают в красном углу. Богатые старые холостяки обычно занимают место у правой стены – вместе с пожилыми дамами не из самых видных семей. Если среди присутствующих находится полная, светловолосая и краснощекая дама, ее скорее всего изберут королевой вечера, и с массой церемоний проведут на почетное место.

Молодых замужних женщин размещают у левой стены; они должны соблюдать строгое молчание. Чем степеннее они держатся, тем больше восхищения вызывают: мать и свекровь, муж и братья – все гордятся их благовоспитанностью. Суженых, напротив, сажают кучками по углам – они беседуют весело, но полушепотом, поскольку шумная радость была бы нарушением приличий и неуважением к старшим. Последние, в свою очередь, не должны мешать молодежи забавляться и не вправе прерывать их разговоры.

Угощенье, которое подается в таких случаях, отличается невероятным количеством и разнообразием. Перед прибытием гостей в середине комнаты накрывается большой стол: он уставлен множеством яств, собственного изготовления или привозных (их подают на оловянных блюдах и тарелках), и бесчисленных штофов с домашними настойками и наливками, до которых так охочи русские. Как только приходят гости, их просят отведать приготовленных лакомств.

The New York Times, США. Статья опубликована 9 февраля 1873 года

newsland.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован