Замглавы Минпромторга Алексей Рахманов: «Наш автомобиль для высших чиновников будет стоить от 2 до 6 миллионов рублей»

Какими налогами собираются обложить автолюбителей? На чем будем ездить мы и наши высшие чиновники? Все эти и другие темы мы затронули в разговоре с замглавы Минпромторга России Алексеем Рахмановым.

alexey_rakhmanov

«МАШИНЫ ПОКУПАЮТ К ЦВЕТУ ПЕРЧАТОК»

— По последней статистике, продажи машин в стране падают…

— Я бы не назвал ситуацию критичной. Падение — 7%, но к концу года оно, скорее всего, снизится до 4 — 5%. На рынок влияет очень много факторов. Думаю, самый главный — это неопределенность. Тема ожидания некого кризиса активно муссируется. Вероятно, люди чувствуют, что в экономике не все хорошо. А автомобиль является товаром длительного спроса.

— То есть люди не хотят сейчас тратить много денег или залезать в кредиты?

— Это одна из возможных причин. С другой стороны, если раньше автомобиль был предметом роскоши, то теперь и правда становится средством передвижения. Когда приоритет отдается качеству и безопасности. И хотя цена имеет огромное значение, многие покупки совершаются эмоционально. Машины приобретают иногда к цвету перчаток либо просто потому, что нравится.

— Наверное, это только в крупных городах…

— Я бы не сказал. Объемы разные, а поведение одинаковое. Когда начинает расти благосостояние, люди чаще меняют машины. И делают это по большей части импульсивно.

— Каков прогноз на будущее? Мы когда-нибудь сможем обойти Германию по продажам машин в Европе?

— Германия растет исключительно за счет обновления парка. У них нет продаж, которые увеличивали бы общий уровень автомобилизации. Условно: 4 млн. машин выбыло — 4 млн. продано. У нас рост рынка в ближайшее время также будет определять обновление парка. Но есть и другой фактор — по количеству машин на 1000 человек населения мы существенно уступаем Европе. Даже несмотря на то, что в крупных городах дышать уже почти нечем. Да и инфраструктура (то есть дороги) является основным ограничителем. Но этот показатель будет расти.

limouzin_russia

ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ ПРИВЕЛИ К РОСТУ ПРОДАЖ

— Недавно Минпромторг снова запустил программу льготного кредитования. Она пользуется спросом?

— Еще каким. Уже более 170 тысяч машин по ней продали. При этом заявок уже больше 500 тысяч. Хотя мы прекрасно понимаем, что из этого числа лишь четверть примерно из намерений превратятся в конкретные покупки.

— Новая программа — это очередная помощь АвтоВАЗу, который терпит убытки?

— Доля АвтоВАЗа — всего 23%. Спектр машин очень широкий. Сейчас стоит довольно высокая планка максимальной цены — 750 тысяч рублей. Но в любом случае наибольший эффект получают производители бюджетных машин.

— Какой эффект?

— Во-первых, фактические продажи. Мы уже начали сокращать падение, которое началось в этом году. Во-вторых, поток покупателей в салонах. Когда люди начинают ходить и смотреть, рано или поздно принимают решение о покупке. Это задел на будущее.

suv_russia

ЛОКАЛИЗАЦИЯ СНИЗИТ ЦЕНЫ

— В проекте бюджета на следующий год вы планируете собрать 120 млрд. рублей с автопроизводителей. За что? И куда эти деньги пойдут?

— Это так называемый утилизационный сбор. Он пойдет на финансирование экологических мероприятий, в том числе и на ликвидацию накопленного вреда и создание инфраструктуры для утилизации. Такой сбор мы ввели год назад для импортеров. А с января его начнут платить и отечественные производители. Условия и ставки будут абсолютно одинаковыми.

— А как это ударит по нам, потребителям? Цены на автомобили вырастут? От этого ведь себестоимость увеличится…

— Цена имеет важное значение, но она является производной от многих процессов. Резко повысить цены не получится. Производители либо запустят процессы оптимизации, либо снизят прибыль дилеров. Решений много. Рынок является определяющим. Если цена, особенно в бюджетном сегменте, поднимается, это тут же сказывается на объемах продаж. Все производители это прекрасно понимают.

— Многие так называемые отечественные производители, по сути, являются отверточными сборщиками. Когда машины реально станут производить у нас?

— Этот процесс называется локализация. Сейчас ее уровень колеблется в среднем от 15 до 20%. Это доля деталей, которые производятся внутри страны. Но основные задачи для них стоят на ближайшие три года. За это время должен произойти скачок. К примеру, «Фольксваген» уже строит завод двигателей. Большое количество компонентных компаний приходят в Калужскую область и другие автокластеры. Площадкой для отверточной сборки мы не останемся.

— На простых примерах: что производят в России?

— Штамповка, стекло, элементы трансмиссии, подвески, топливная аппаратура. Но все зависит от конкретных производителей. Каждый свою стратегию выстраивает.

— А локализация повлияет на цены? По идее они ведь должны снизиться…

— Когда локализация выходит на правильные объемы, то затраты на производство и логистику падают. В итоге компоненты дешевеют. Но это достигается лишь при условии больших объемов. Весь автобизнес к ним привязан. За исключением разве что люксовых сегментов.

НА ЧЕМ ПОЕДУТ ВЕРХИ

— Насколько я знаю, вы в правительстве делаете проект «Кортеж». Что это такое?

— Мы говорим про целое семейство автомобилей для чиновников и частных лиц. Дело в том, что в бюджетном сегменте российским автопроизводителям конкурировать уже почти невозможно. А вот в люксовом сегменте есть еще за что побороться. Там небольшой объем производства. Поэтому сейчас активно работаем с иностранными инжиниринговыми компаниями, привлекаем отечественные заводы. Если все получится, тогда мы сможем говорить о том, что у нас есть свой автомобиль. По графику первый образец будет выпущен к 2017 году.

— Сколько будет стоить такой автомобиль в рознице? Как дорого эта затея обойдется бюджету?

— Сейчас общая стоимость проекта — около 18 млрд. рублей, две трети из которых — из бюджета. Стоимость автомобилей для розничных покупателей составит от 2 до 6 млн. рублей, в зависимости от комплектации и типа. Верхний порог, естественно, задают лишь пожелания заказчика.

— Зачем это нужно?

— Россия — единственная страна в составе стран «большой восьмерки», руководство которой в качестве транспорта использует иностранные автомобили. Машины, на которых передвигаются первые лица государства, являются визитной карточкой автопрома. Но дело не только в престиже. Создавая автомобили премиум-сегмента, мы формируем высокую планку инженерного и технологического развития отрасли. Ведь эти автомобили будут предназначены не только для высших должностных лиц, но и поступят в продажу. То есть речь идет о полноценном серийном производстве.

— Думаете, у нас получится?

— Уверен, наши конструкторы и инженеры в состоянии реализовать такой проект. Мы будем делать его вместе с ведущими мировыми производителями компонентов (ZF, Magna, Bosch и др.). Это обеспечит высокое качество.

ВОПРОС — РЕБРОМ

Крутая машина — выше налог?

— Нас уже один раз обманули. Повысили акцизы, но обещали, что за это отменят транспортный налог. Почему так произошло?

— После введения акцизов на топливо мы перешли на правильный принцип. Кто больше ездит, тот больше платит. Причем никакого обмана не было — для машин с двигателями мощностью менее 150 л. с. дано право обнулять налог. Другое дело, что транспортный налог является региональным. А мы знаем, что там ситуация с наполнением бюджета не ахти. Думаю, что этот транспортный налог, который, по сути, является налогом на собственность, нужно перевести в экологический. Такая комбинация из акцизов и эконалога — стандартная пара налогов, которые действуют в разных странах мира. Мы считаем правильным, если бы в России было точно так же.

— А налог на роскошь надо вводить?

— Это вещь социально правильная. Кто покупает дорогую машину, может заплатить больше налогов. Другой вопрос, какую планку поставить. Сейчас депутаты остановились на 3 млн. рублей. Но в этом случае спектр моделей и комплектаций будет настолько широк, что не позволит однозначно выделить люксовые модификации. Есть опасность, что мы загоним часть авторынка в тень. Планка в 5 млн. рублей в этом смысле давала бы однозначные и конкретные результаты в части выделения действительно тех автомобилей, которые могут быть отнесены к предметам роскоши.

kp.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован