Вместо каникул — на завод

Согласно последним исследованиям, проведенным РЭУ им. Г.В. Плеханова, с каждым годом увеличивается количество выпускников вузов, которые не могут найти работу. На этот факт не влияет ни престижность вуза, в котором обучался выпускник, ни даже качество полученного им образования.

Какими факторами вызвано такое положение вещей, разбирались участники III Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития».

Одна из причин, мешающая выпускникам найти работу, как ни странно, психологическая. «Молодые люди зачастую сами отказываются от предложений, которые поступают к ним с рынка труда, — говорит доцент кафедры Экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Емельянова. — Причины очень разные: это и неудовлетворенность предлагаемой заработной платой, и непрестижность работодателя в глазах соискателя и общества в целом, и даже неверие в собственные силы справиться с предлагаемым кругом обязанностей. Но, пожалуй, главная причина, которую чаще всего называют соискатели, — это разочарование от несоответствия представления о вакансии и ее реальной сути».

Другими словами, выпускники вузов не могут трудоустроиться не из-за отсутствия вакансий как таковых, а из-за нежелания принимать существующие предложения. На первый взгляд может показаться, что современная молодежь попросту не хочет работать и занимает пассивную позицию в плане поиска вакансий.

Однако, по мнению экспертов, это обманчивое суждение. Напротив, современная молодежь крайне обеспокоена своей будущей профессиональной судьбой. Однако занять место в том или ином профессиональном сообществе ей мешает несовпадение представлений о будущей профессии и должности с реальностью. И такое поведение носит массовый характер.

Причина подобной дезориентации среди современной молодежи, по мнению экспертов, кроется в несовершенстве современного образования.

«Мы провели исследование среди студентов-старшекурсников московских вузов, обучающихся по специальности «менеджер», и результаты этого исследования нас просто поразили, — рассказывает доцент кафедры Экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Бадмаева. — 35% опрошенных считают работу в офисе «неинтересной и отупляющей», а 25% назвали «унизительной» работу в торговле наравне с уборкой мусора, а также работой с неадекватно низкой заработной платой и работой, презираемой обществом.

Если будущие менеджеры считают работу в офисе отупляющей, а работу в торговле — унизительной, то это говорит о том, что они ничего не знают о своей будущей профессии. На мой взгляд, это пугающие результаты, тем более что самый массовый возраст студентов, принявших участие в опросе, — 21 год. Согласитесь, это уже давно не дети».

Экспертное сообщество считает, что корень проблемы кроется в том, что непосредственно готовиться к профессии молодежь начинает только в вузе, и, как правило, на старших курсах. А это довольно поздно.

«Начинать не просто задумываться о своей карьере, а уже непосредственно готовиться к ней, необходимо еще в школе, — уверена Светлана Бадмаева. — Необходимо вернуть школьную практику на предприятиях, которая действовала еще в советское время. Это необходимость, без которой дальнейшие проблемы рынка труда просто не решить».

«Раньше школьники проходили практику на предприятиях, что помогало им сориентироваться на рынке труда и осознанно выбрать свою будущую профессию, а затем и соответствующий вуз, — говорит директор Центра занятости населения ВАО Москвы Владимир Сокирко. — А поскольку теперь такой практики нет, то и возникают все те проблемы с трудоустройством молодежи, которые мы сейчас наблюдаем.

Однако проблема отсутствия производственных практик — это проблема не только школ, но и вузов. Современное положение вещей таково, что либо таких практик нет вообще, либо они проводятся формально. Практически нет связей между вузами и предприятиями, что негативно отражается как на качестве подготовки выпускников, так и является порождением безработицы среди молодежи.

«Отсутствие реальных стажировок дезориентирует выпускников вузов, — считает директор Центра занятости ЗАО Москвы Андрей Мартыненко. — Выпускники не понимают ни реальной стоимости своего будущего труда, ни будущего круга задач. Такой человек, придя на собеседование, не знает, что может предложить работодателю, а работодателю просто неинтересно общаться с таким кандидатом.

Выпускник, который отучился энное количество лет, но ни дня не провел на производственной практике, на мой взгляд, не может являться молодым специалистом. Он просто человек с широким кругом знаний, который прослушал курс определенных лекций. К сожалению, такие специалисты рынком труда сегодня не востребованы».

При этом 36% молодых россиян считают, что помочь с работой должны родители. По их мнению, папа и мама обязаны задействовать ради карьеры дочери или сына свои связи и знакомства. Однако 40% молодых специалистов уверены, что это недопустимо, выяснил исследовательский центр портала Superjob.ru.

Любопытно, что девушки больше чем юноши рассчитывают на собственные силы. 42% женщин (против 37% у мужчин) убеждены: работу надо искать самостоятельно и за помощью к родителям обращаться не стоит.

Пределом родительской заботы 14% считают помощь в поиске ваканский по открытым источникам. И лишь один-два выпускника из каждой сотни полагают, что родительский долг — это ходить вместе с ребенком на собеседования и общаться с работодателем по телефону или лично. Главное, чего молодежь ждет от своих родителей, — это ценных советов с высоты их жизненного опыта и моральной поддержки.

Тем не менее подавляющее большинство вчерашних выпускников (79%) устроились на работу сами, без родительской помощи. Да и те 14%, которым родственники оказывали поддержку, под словом «помощь» чаще подразумевали скорее советы и консультации, а не прямую протекцию.

job_want

rg.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован