Многоженство в России: любовница, или жена без ЗАГСа

Глава Чечни намерен легализовать браки с несколькими супругами

На Северном Кавказе с новой силой разгорелась общественная дискуссия по поводу легализации многоженства. На сей раз повод дал чеченский лидер Рамзан Кадыров, который давно считается сторонником полигамии: по его мнению, это соответствует традициям чеченского народа.

Между тем, против многоженства не раз высказывались даже религиозные лидеры, среди которых муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев. Чья позиция для кавказского общества важнее, выясняла «Свободная пресса».

Многоженцев в Чечне нет? Официально…

Рамзан Кадыров в интервью телеканалу Russia Today поддержал многоженство — традицию, которая широко распространена в Чечне. По мнению чеченского лидера, полигамия честнее, нежели широко практикуемые в «неисламских» регионах свободные отношения (например, когда женатый мужчина заводит себе любовницу, а то и нескольких).

— Какая разница с точки зрения закона: поехал, погулял и приехал или получил разрешение у родителей и женился согласно требованиям ислама?! — задается вопросом Кадыров в ответ на вопрос журналистки Russia Today Анны Книшенко о том, что некоторые эпатажные предложения чеченского лидера противоречат российскому законодательству.

Кадыров в интервью еще раз подчеркнул, что в Чечне нет официальных многоженцев. Но только лишь потому, что в ЗАГСе регистрируется только один брак (да и то, кстати, не всегда). И в этом заявлении есть доля лукавства: Семейный кодекс напрямую запрещает многоженство, так что второй официальный брак в ЗАГСе все равно бы не зарегистрировали.

Сам Кадыров на эту норму тоже смотрит двояко: в интервью он высказался против того, чтобы брачные узы скреплялись в ЗАГСе, поскольку, мол, это — проявление взаимного недоверия между супругами.

К слову, у Кадырова незадолго до этого вышла замуж старшая дочь Айшат. Интересно ей бы он пожелал брака без официальной регистрации, или чтобы она была не первой, и не единственной женой своего мужа. Его, кстати, для дочери Рамзан Ахматович сам выбрал. Он сын его погибшего друга, а с дочерью до свадьбы они были знакомы всего две недели.

Муфтий против муфтия

Полемика вокруг легализации многоженства на Северном Кавказе разгорается не впервые. Стоит напомнить, что в июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев официально разрешил многоженство в своей республике, своим указом разрешив местным ЗАГСам регистрировать полигамные браки. Однако этот указ был отменен как противоречащий Конституции России.

Впоследствии о легализации многоженства (хотя бы для мусульман) говорили многие религиозные лидеры, среди которых муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, муфтии Северной Осетии Хаджимурат Гацалов (нынешний) и Али Евтеев (бывший).

Впрочем, как правило, эти заявления проходили незаметно. Зато много шуму наделало интервью, которое в январе 2016 года дал информагентству «Новости Федерации» муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов (ранее он также возглавлял Российскую ассоциацию исламского согласия).

Рахимов предложил узаконить многоженство для мусульман: по его мнению, только таким образом возможно решить демографическую проблему на Северном Кавказе, где многие девушки не выходят замуж, потому что им не хватает женихов.

При этом практику многоженства, считает Рахимов, распространять на регионы за пределами Северного Кавказа пока преждевременно: здесь решением демографической проблемы должен заниматься Московский патриархат.

— Надо объяснять, что мужчина обязан быть продолжателем своего рода. Надо прояснять сознание молодых людей и сестер наших, чтобы они понимали: надо оставить сына или дочь, чтобы продолжался род человеческий, — считает ставропольский муфтий.

Раскритиковал позицию Рахимова председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев, который заявил журналистам: «Мусульмане в России живут по законам государства, а законы запрещают иметь нескольких жен. Поэтому я — категорически против многоженства».

О шариате вспоминают, когда выгодно

Как бы ни спорили богословы и политики, а практика многоженства в регионах Северного Кавказа существует давно. Так, еще в мае 2012 года телеканал НТВ показал сюжет о дагестанском проповеднике Исраиле Ахмеднабиеве, который самого себя называет шейхом Абу Умаром Саситлинским, кандидатом шариатских наук по вопросам бракосочетания. Всего у «шейха» было восемь жен, от которых рождено 17 детей.

Три года назад салафитский проповедник был задержан в Турции и несколько месяцев провел в турецкой тюрьме, но в Россию возвращаться не стал, поскольку в нашей стране он был объявлен в розыск по подозрению в экстремизме. По версии следствия, 36-летний Ахмеднабиев распространял на YouTube пропагандистские видеоролики, в которых возбуждалась ненависть к «немусульманам».

Так часто ли на Северном Кавказе практикуют многоженство? С просьбой прокомментировать заявление чеченского лидера «Свободная пресса» обратилась к президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ.Мир.Развитие», кандидату политических наук Саиде Сиражудиновой:

— Постоянная работа в «поле» в республиках Северного Кавказа, заставила меня неоднократно наблюдать различные проблемы кавказских женщин. Немалая их доля, начиная от необеспеченности, обмана, психологической травмы и вплоть до убийств, являлись следствием полигамии.

Семья начинает разрушаться без регистрации, когда с браком начинают «играться»: при этом появляется безответственность мужчин по отношению к женам и детям. Подобное недопустимо, потому что шариата как такового на Северном Кавказе нет, о нем вспоминают лишь в отдельных случаях, когда кому-то выгодно, и тут же забывают…

То есть без светского закона, который по сути своей подкрепляется санкцией, порядка быть не может.

«СП»: — На ваш взгляд, готово ли кавказское общество к легализации полигамии, как утверждает Кадыров?

— Общество не готово к полигамии! Даже у пропагандистов высокого ранга, редко у кого семья смогла принять полигамный брак. Вступая в полигамный брак, почти никто не спрашивает разрешения у родителей.

Статус второй и последующей жен низкий. Большинство вторых жен вынуждены оставаться в тени, скрываемыми, не признанными, презираемыми родственниками и друзьями того же самого «мужа», ничем материально не обеспеченными.

Появилась даже категория альфонсов, живущих за счет женщин, заведя по нескольку жен, ищущих от них выгоду. Часто бывает, что мусульманский брак совершается тайно от обеих жен, что запрещено шариатом.

«СП»: — Так можно ли защитить права этих женщин?

— Незарегистрированные брачные связи затем влекут проблемы с правами детей, правами собственности, вызывают долгие наследственные и имущественные тяжбы.

Апеллирование к шариату как раз-таки часто и связано с нарушениями шариата. Шариат как закон здесь не действует, и не может защитить женщину и ее права. Скажем, остается непроясненным вопрос скрытого брака.

В случае развода беременную жену часто никто не содержит необходимый срок. Порядок самого развода не всегда соответствует канонам шариата, от содержания детей многие отказываются и т. д.

В случае с полигамией мы сталкиваемся с противоречием Конституции, с нарушением гарантированного равенства мужчины и женщины, посягательством на права человека. И в этой ситуации способны защитить женщин только ЗАГС и законы светского общества.

svpressa.ru

Фото: globallookpress.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован