В России появилась новая профессия – тайный безработный

В нашей стране впервые открыли вакансию для тайного соискателя.

Запрос пришел от крупного интернет-ресурса по массовому подбору персонала. Сначала это показалось шуткой. Потом заинтересовало, ведь в графе “зарплата” было указано “до 150 тысяч рублей в месяц”. Решили попытать счастья и выяснить, за что же платят такие деньги.

Звоним. Но нас там не ждали. Тайный соискатель на место журналиста не требуется. Зато нужны бухгалтеры, секретари, менеджеры по продажам и даже генеральные директора. Можно действующие, а можно и бывшие. Главное, они должны быть квалифицированными специалистами в своей области.

Их задача – ходить на собеседования в разные компании в качестве соискателя на должность. А потом писать отчеты о том, как прошла встреча с отделом кадров работодателя: было ли удобно добираться до офиса, обстановка в помещении, время ожидания, манера общения сотрудников по работе с персоналом. Это очень похоже на работу тайного покупателя в магазинах.

Кому пишут отчеты? Да самому работодателю – так он проверяет своих кадровиков. Или кадровому агентству.

“Необходимость в “тайных” сотрудниках возникает в тот момент, когда работодатель чувствует, что эффективность работы его кадровиков снизилась. Например, подолгу не могут подобрать специалиста на конкретную должность”, – объясняет официальный представитель рекрутингового агентства “Суперджоб” Иван Кузнецов.

Однако тайный соискатель, по его словам, нужен не только, чтобы с его помощью наказать ленивых работников отдела кадров. Он должен еще дать общую оценку привлекательности компании с точки зрения потенциальных работников.

Главное, вести себя на собеседовании естественно, интересоваться будущей работой, рассказывать о своих достижениях. Размер зарплаты пропорционален количеству пройденных собеседований.

Максимальный доход в 150 тысяч рублей возможен в режиме 3-4 встречи в неделю. И при условии, что вы – топ-менеджер. Надо правильно составить резюме, чтобы у работодателя не возникло сомнений, что перед ним реальный соискатель.

При этом резюме должно быть по-настоящему “красивым”, иначе у работодателя не возникнет желания пригласить кандидата на собеседование.

По мнению исполнительного директора HEADS Consulting Никиты Куликова, часто отделы кадров являются закрытой системой, которая требует дополнительного контроля.

“Хамское отношение к соискателям влияет на имидж всей организации. То есть бизнес первый должен быть заинтересован в проверках тайного соискателя”, – считает собеседник “РГ”.

Причины, по которым менеджер по персоналу может быть недоволен кандидатом на должность, вполне понятны: низкий уровень квалификации при завышенных зарплатных ожиданиях.

У соискателей не меньше поводов для возмущения. Количество потраченного времени на знакомство с сотрудниками отдельных компаний может превышать все разумные пределы. Но после собеседования рекрутеры забывают о кандидате: ни звонка, ни электронного письма с результатом встречи.

А как быть с вакансиями, требования в которых кажутся как минимум удивительными? Например, человек должен свободно разговаривать на английском, немецком и китайском языках, обладать двумя-тремя специальностями, иметь внушительный опыт работы.

И все это для секретаря с зарплатой в 20 тысяч рублей. Эксперты объясняют, заявленные требования к кандидатам часто далеки от реальных обязанностей.

Есть как минимум три достаточно традиционных типа поведения “злых” менеджеров по подбору персонала, говорит руководитель центра развития бизнеса и карьеры “Перспектива” Наталья Сторожева.

Охотно хамят на собеседовании соискателям те, у кого изначально отсутствует психологическая готовность к общению с людьми. Также те, кому карьерные достижения дались крайне тяжело. Либо рекрутер видит в собеседнике успешную сильную личность и сознательно ставит палки в колеса.

Бороться с этим, по мнению Сторожевой, нет смысла. При приеме на должность менеджера по подбору персонала “поймать” эти моменты невозможно, а заказывать психологическую экспертизу – слишком дорого.

Хотя, по ее словам, не менее часты случаи, когда топ-менеджмент сознательно настраивает кадровиков на грубость. “В бизнесе кто-то должен быть проводником негативных решений.

Владельцам фирмы удобно, чтобы это были именно сотрудники отдела кадров, которые объявляют коллективу об увольнениях или урезании зарплат”, – продолжает Сторожева.

Опрос

Хочу сменить работу

Аналитический центр НАФИ выяснил, что сегодня большинство работающих россиян (62 процента) недовольны своей работой. Но менять ее готовы лишь 20 процентов.

Руководитель направления HR-исследований аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова объясняет, что в условиях экономического кризиса поведение работающих россиян перестало быть линейным: те, кто не доволен работодателем, не уходят из организации, а продолжают работать. Возможно, на людей влияет страх не найти новую работу и остаться вообще без заработка.

“Подобная модель поведения негативно сказывается как на работниках, которые находятся в ситуации постоянного дискомфорта, так и на организации, поскольку эффективность и производительность труда таких сотрудников, как правило, невысока”, – говорит Спиридонова. Поэтому, по ее словам, руководителям компаний надо быть готовыми к неискренности сотрудников. Чаще всего она продиктована опасениями остаться не у дел.

rg.ru

Фото: depositphotos.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован