Пробный ЕГЭ завалил каждый третий школьник. Помогут ли тут репетиторы?

В российских школах началась досрочная сдача ЕГЭ.

Во что это выльется в баллах – станет известно позже. Но многие учителя и родители еще в шоке от результатов пробного ЕГЭ по математике.

В Москве, например, 10 процентов учеников не смогли решить уравнение, а 30 процентов не справились с простой задачей. Как пояснил завкафедрой математики Московского института открытого образования Иван Ященко, выпускники не поняли условий задачи, не смогли ее прочитать.

Папы и мамы в панике: что делать? Срочно искать репетитора? Но можно ли еще успеть подготовить ребенка? И если да, то за сколько?

Иван Ященко, к слову, не только сотрудник МИОО. Он – в числе тех, кто разрабатывает тесты и уверен, что репетиторов не надо. Школа сама может отлично подготовить выпускников к ЕГЭ.

Неудачи объясняет тем, что учителя натаскивают детей на решение определенных задач с выбором ответа. Ученики пишут, не думая. А в тестах все задачи реальные, и нет абстрактных чисел.

– Можно сдать ЕГЭ на 100 баллов, если в 10-м и 11-м классах изучать математику на профильном уровне и регулярно тренироваться, – уверен математик Ященко.

Но “профильный уровень” – далеко не в каждой школе. И что значит – регулярно тренироваться? Для обычной школы это чаще всего и выливается в примитивное натаскивание на ЕГЭ. Что показал пробный экзамен. Одаренному и целеустремленному ученику, может, и легко стать стобалльником. Но подавляющему большинству, как показывает статистика, даже 50-60 баллов сложно получить.

И родители бегут к репетиторам. Рынок этих услуг при подготовке к ЕГЭ оценивается сегодня в сумму от 8 до 15 млрд рублей.

Директор одного из репетиторских агентств Константин Капралов – выпускник химфака МГУ. Он в отличие от Ивана Ященко уверен, что школа не способна подготовить учеников к 100 баллам на ЕГЭ. Но и репетиторы – тоже. Репетитор, даже самый “продвинутый”, не сможет заново пройти с подопечным курс от корки до корки. Самое главное, что он может сделать, – собрать знания в систему.

– К репетиторам идут слабые и средние ученики. Встречаются и вовсе бездарные. Родители платят – и в детей буквально впихивают знания, – рассказывает Константин Капралов, – 5-6 занятий с репетитором среднему ученику обычно достаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ на 70-75 баллов.

Цена индивидуального занятия – от 1500 рублей за полтора часа. Самый дорогой предмет – английский язык: тут “накрутка” может достигать 40 процентов. При этом, по последним данным исследований рынка репетиторских услуг, именно среди преподавателей английского очень много непрофессионалов – почти 14 процентов.

– Искать хорошего репетитора надо в начале учебного года, – раскрывает профессиональные секреты Капралов.

– А что, сейчас уже никого не найти? – спрашиваю.

– Остались не самые лучшие. А лучшие могут предложить лишь первую половину дня. Допустим, с 10 до 12. И выходные дни у них уже будут заняты.

Удобно лишь тем, кто учится в экстернате. А может, так и стоит делать в выпускных классах? Заниматься с репетитором, чтобы тянул нужные предметы на 100 баллов, а остальные – уж как-нибудь на тройки в школе сдать? Впрочем, как показывает практика, это не лучший метод. И очень дорогое удовольствие. На профильные предметы придется выкладывать по 20-30 тысяч еженедельно!

Групповые занятия всегда дешевле индивидуальных. Но бывают исключения. “Я знаю одного репетитора, у которого в группе сейчас занимаются 5 человек и с каждого он берет по 6 тысяч рублей. Это просто грабеж”, – рассказал директор другого агенства. У него все репетиторы, кстати, разобраны, а запись в группы идет уже на следующий сентябрь.

Подготовиться к ЕГЭ можно на курсах при вузах. Например, в МИИТе курс дополнительных занятий по физике стоит всего 8 тысяч рублей. Выбираешь два предмета – платишь 14 тысяч. Но заниматься придется в группе, ни о каких индивидуальных подходах речи нет.

Школьные учителя, особенно те, которые не подрабатывают дополнительными занятиями, репетиторов не любят. И откровенно говорят, что получить 100 баллов на ЕГЭ почти нереально. С кем бы ученик не занимался.

– У меня к ЕГЭ претензий нет. Тесты составлены грамотно. Планка и должна быть очень высокой, – рассказала знакомая учительница физики из московской школы. – Сто баллов – только для одаренных детей, но они, как правило, поступают в вузы через олимпиады. Остальным ученикам творческие задачи части С не под силу, потому что требуют нестандартного мышления. А на это никакой репетитор не может натаскать.

Думаю, в конце концов это понимает и большинство родителей. Не случайно же один из опросов показал: лишь 8 (!) процентов родителей довольны репетиторами. Жаль, это выясняется после ЕГЭ. Когда деньги заплачены, а результата нет.

А вот что рассказывает Наталья Казакова, учитель литературы гимназии N 40, Калининград:

– В прошлом году моя ученица без всяких репетиторов сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Правда, в школе для ребят, которым при поступлении в вузы нужен этот предмет, я вела спецкурс. Вместе с тремя обязательными уроками получалось пять часов в неделю. У одной из выпускниц был репетитор из вуза, но она сдала ЕГЭ только на 71 балл. Так что дело не в том, кто учит, а в том, кто учится.

По мнению педагога, задания по литературе очень сложные. Анализ текста под силу многим, а вот провести параллели между произведениями гораздо труднее. Надо хорошо знать школьную программу, а это около 150-200 произведений. “Может, для русской филологии такой строгий подход оправдан, а вот тем, кто поступает на отделения иностранных языков, ЕГЭ по литературе можно сделать полегче” – говорит она.

Самые востребованные сейчас репетиторы по русскому языку, математике, обществознанию, английскому языку. Опрос “РГ” показал: 39 процентов читателей считают, что больше всего нужны репетиторы по математике. Затем идет русский язык – 16, иностранный язык – 16. Следом идут обществознание, история, химия, физика. 63 процента читателей признались, что им приходилось нанимать репетиторов.

Портрет явления

Среди лучших – репетиторы в возрасте 40-50 лет, с дипломами МГУ, МИФИ, МГИМО, ВШЭ.

Цена занятий (Москва) – от 1,5 тысячи рублей за полтора часа индивидуальных занятий; 4 – 5 тысяч рублей за четырехчасовое индивидуальное занятие.

Самые эффективные занятия – в группе не больше 4-5 школьников; 6-10 человек – гораздо хуже; 15-20 – совсем плохо.

Цифра

15 млрд рублей – в эту сумму оценивается рынок репетиторских услуг при подготовке к ЕГЭ

А как в регионах?

Всему виной нервы

Александра Архипова, Ольга Кондрева

Оценки за пробный ЕГЭ, полученные московскими школьниками, бурно обсуждают в регионах. Главный вопрос – есть ли проблемы в школьной подготовке или сама система ЕГЭ дала сбой? ” У нас проблем на пробном экзамене по обязательным предметам не было, – рассказала “РГ” заместитель директора ВШЭ в Нижнем Новгороде Анна Бляхман. – Другое дело – предмет по выбору. Например, учащимся физико-математической школы недостаточно времени для подготовки к ЕГЭ по обществознанию или иностранному языку. А они необходимы для поступления на социально-экономические или гуманитарные направления. Это сигнал для усиления совместной работы школы и вуза”.

По мнению Анны Бляхман, абитуриентам нужно заниматься дополнительно на подготовительных курсах. А сдача пробного ЕГЭ в вузе помогает снять страх перед экзаменом. “Тестирование не может на сто процентов достоверно оценить уровень знаний учащихся, – считает ректор Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Евгений Чупрунов. – Впрочем, как и любая другая форма экзамена. Есть важный момент. Для успешной учебы в вузе важны не только знания, но и мотивация студента”.

Спрос на репетиторство заметно вырос и в Казани. Здесь за одно занятие приходится платить от 250 до 500 рублей. Наиболее востребованы математика, английский и русский языки. “Репетиторство просто необходимо, – считает доцент Казанского Приволжского федерального университета кандидат биологических наук Фархат Каримов. – Вузовские преподаватели обладают большим объемом информации. Детям это интересно”.

А вот что рассказала одна из мам: “Когда стало ясно, что без дополнительных занятий предстоящий единый республиканский экзамен дочь не сдаст, нашли репетитора. Уже через две недели занятий дочь стала делать заметные успехи по математике. Только непонятно, почему репетитор способен научить, а школа нет?”

С тем, что потребность в репетиторстве возникает из-за плохих учителей, согласен и старший преподаватель кафедры теории перевода и речевой коммуникации КПФУ Айдар Халиуллин: “Все дело в личности педагога”.

Впрочем, как рассказала учитель одной из гимназий, иногда школьные преподаватели умышленно “недодают” знаний на уроках.

– Сегодня некоторые вместо того, чтобы проводить дополнительные занятия с отстающими, поступают иначе. Говорят родителям, что их ребенок не справляется с программой и ему нужен репетитор. Намек на то, кто бы мог заниматься с ребенком за отдельную плату, даже не требуется. Таким образом учитель, с одной стороны, “борется” за успеваемость класса, а с другой – получает возможность дополнительного заработка.

Мнение

Без репетиторов не обошлись

Татьяна Хорошилова

Виктор Раков, артист театра “Ленком”, народный артист России:

Подготовиться к ЕГЭ без репетитора невозможно, хотя лицей N 1548, где училась дочь Настя, – культурологический, считается одним из лучших в Москве. В 8-9-х классах – предпрофильное обучение. В 10-11-х классах – профильное.

Настя училась в гуманитарном классе, где приоритетное направление – литература, история, иностранные языки, журналистика, режиссура, ТВ-деятельность, театр, живопись, графика, издательское дело. У дочки были сильные учителя, которые могут провести не только традиционные уроки, но и семинары, уроки-игры. Было много элективных курсов, практикумов, факультативов, спецкурсов. Классный руководитель Ольга Викторовна Соколова блестяще знает литературу и русский язык. Если она ставила четверку, значит, знания тянули на пять. К ЕГЭ она готовила учеников отлично.

Я школу не любил, поэтому учился очень средненько. Дочке нелегко давалась математика. Так что иногда возникали проблемы с учебой, хотя она очень старалась. Это доставляло много переживаний жене. Приходилось наверстывать дополнительными занятиями тут же в лицее. У преподавателей были выделены для этого специальные дни.

И после уроков можно было подойти к любому учителю, задать вопрос, взять дополнительное задание совершенно бесплатно. На родительских собраниях каждый учитель отчитывался по успеваемости учеников. Но для поступления по профильным предметам дочке приходилось заниматься платно. Настя готовилась по литературе и математике с преподавателями лицея. Этого оказалось достаточно. Сейчас Настя учится в ГИТИСе на продюсерском факультете.

rg.ru

Фото с сайта f5.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован